Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Суббота, 10.12.2016, 00:13
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Амшенские армяне
Амшенские армяне

Амшенские армяне - этническая группа армянского народа. Формирование и развитие амшенских армян происходило в исторической области Понт (южное побережье Черного моря от Батуми до Синопа). На этой территории с VIII в. до последней четверти XV в. существовало Амшенское ишханство (княжество). Предполагается, что амшенские армяне - потомки древних мигрантов из юго-восточных историко-этнографических областей Армении. Версия происхождения названия: "Амам" - имя нахарара (князя) из рода Аматуни, "шен" - город, селение. Позднее название "Амамашен" трансформируется в "Амшен", откуда в дальнейшем в литературе стал употребляться термин "амшенские армяне", то есть выходцы из Амшена. С XV в. территория Понта - в составе Османской империи (Турции).

Армяне

Амшенские армяне - христиане; делились на ряд субэтнических групп (трапизонцы городские и сельские, ордуйцы, джаникцы). Отдельную этноконфессиональную группу составляли хемшилы - потомки исламизированных амшенских армян ("хемшилы" - тюркизированная форма от "амшенцы"). Основная масса армян-мусульман проживает в Турции, незначительное число - в Казахстане, Киргизии, России (Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края) и Грузии (Аджария).

С середины 60-х гг. XIX в. амшенские армяне-христиане переселяются на Кавказское побережье Черного моря и близлежащие территории. Причины: приглашение Российского правительства, тяжелое политическое и социально-экономическое положение амшенских армян в Турции. После трагических событий в Турции в конце XIX - начале XX в. (массовые погромы и истребление христианских народов) поток армянских беженцев на Черноморское побережье Кавказа усиливается. Основные миграции происходили из Трапезунд- ского вилайета: городов Терме, Орду, Самсун, Синоп, Трапезунд (ныне Трабзон) и др.

В 80-90-х гг. XIX в. амшенские армяне поселились в Сочинском округе, и к началу XX в. они проживали в 22 селах (Лоо, Уч-Дере, Вардане, Беранда, Хобза и др.).

В 1897 г. в Сочинском округе проживало 3857 амшенских армян, в 1916 г. - 13590.

Компактное расселение амшенских армян, особенно в сельской местности, в привычных для них природных условиях, и оторванность от основного этнического ядра - Армении во многом способствовали сохранению их этнокультурной специфики. В то же время значительное влияние на их повседневный быт оказали традиции местного населения. Долгое время характерной чертой оставался общинный уклад жизни. Сельская община содержала церковь и школу. В 1908-1909 гг. в Сочи был избран совет по армянским школам округа; работали 10 школ, где обучались 300 детей. В 1913 г. было открыто армянское училище.

Основные занятия амшенских армян: земледелие (кукуруза и пшеница) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади). Значительное развитие получили табаководство и садоводство.

Традиционный мужской костюм: рубаха, кофта, безрукавка или куртка, широкие шалвары с обмотками до колен, ремень или тканый пояс, головной убор - башлык.

Традиционная женская одежда: рубаха, шалвары, платье или юбка с кофтой, безрукавка или нагрудник, куртка, фартук и пояс, головной убор - комбинация из феса женского типа, эткапа (особого платка для фиксации феса), самого платка и покрывала. Общий вид обуви - кожаные тапочки-чарыки (чорохи).

Основная масса амшенских армян осела на территории нынешних Краснодарского края и Абхазии (примерно 150 тыс. человек в 1989 г.), Аджарии (16 тыс. человек в 1985 г.), Армении (около 10 тыс. человек в начале 1990-х гг.).

В настоящее время большинство амшенских армян традиционно проживает в сельской местности: компактно в селах Адлерского и Лазаревского районов г. Сочи. Хотя общеэтническое самоназвание армян (хай) стало преобладать, сохраняется локальное деление на джаникцев, ордуйцев и трапизонцев. Определить численность амшенских армян без специальных исследований трудно, так как в Сочи проживают армяне из различных регионов. По переписи 1989 г., все армянское население Сочи составило 52628 человек. Его численность значительно увеличилась в 90-е гг. в связи с миграцией - в основном из Закавказья.

Сохраняются блюда традиционной кухни: шашлык, хашлама, хаш, толма, плов с изюмом, лоби, гата, турша, мацун, кукурузные и пшеничные лепешки.

Современная свадьба проходит в целом по традиционному ритуалу; устойчивы обычаи похоронно-поминального цикла.

Традиционные музыкальные инструменты: зурна, кеманча, барабан-даул.

Армянский поселок

Несмотря на социально-экономические и политические преобразования в нашей стране, амшенские армяне стремятся не только сохранить, но и вернуть к жизни свои национальные традиции в быту, языке и культуре. В конце XX в. набирает силу процесс национального возрождения. В 1989 г. создается Сочинский городской армянский культурный центр "Севан" (в настоящее время - общественная организация "Армянская община "Севан"), в 1992 г. - районный Центр армянской культуры в пос. Лазаревское. В Адлере в 1995 г. открыта средняя школа с преподаванием на литературном восточноармянском языке, на котором ведется преподавание и во многих других школах г. Сочи (предмет или факультатив), хотя в быту сохраняются диалекты и говоры. С 1998 г. в Адлере действует храм Сурб Саркис Армянской Апостольской Церкви.

В 2000 г. житель Адлерского района Э.А. Каладжян в специально построенном павильоне открыл этнографическую выставку, где представлены собранные им экспонаты, рассказывающие об истории переселения амшенских армян на Черноморское побережье Кавказа, их материальной и духовной культуре.