Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:36
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт

В начале XX в. главным видом транспорта в Сочи оставался гужевой, основанный на применении лошадей и буйволов. Автомобильное сообщение до революции находилось в стадии становления и не играло сколько-нибудь заметной роли в местных транспортных перевозках.

Автомобили на Красной Поляне

В 1920 г. при Сочинском ревкоме был создан транспортный отдел - "Трамот", который имел 4 грузовых автомобиля и 2 автобуса иностранных марок. Автобусы курсировали между Сочи и долиной р. Мацеста. В 1925 г. предельная скорость автомобиля по городу была установлена в 15 км в час. В 1931 г. местное отделение "Союзтранса" получило первые отечественные автомобили - "ГАЗ", затем - "ГАЗ-MI", на котором впервые появился шашечный трафарет - знак такси. К середине 30-х гг. автомобили стали преобладающим средством передвижения в Сочи. В 1936 г. дирекция "Союзтранса" была переименована в Управление автомобильным транспортом (УAT) при уполномоченном ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам. В 1939 г. на городских маршрутах впервые появились автомобили марки "ЗИС-101". К 1940 г. УАТ имело 2 автобазы - автобусную и таксомоторную В УАТ насчитывалось 190 автомобилей марок - "ГАЗ-MI", "ЗИС-101", "ЗИС-8", "ЗИС- 16". Автобусное движение осуществлялось по 34 маршрутам (22 - городских, 12 - сельских) общей протяженностью 960 км.

Автобус санатория РККА

В 1941 г. УАТ было передано в систему наркомата автотранспорта РСФСР. В годы войны автобусный парк обслуживал госпитальную сеть. Лишь 5 автобусов курсировали по городским маршрутам. Авторемонтные мастерские были подведомственны автобронетанковому управлению. В них выполнялись оборонные заказы и осуществлялся ремонт автомобилей. С 1944 г. городское автомобильное сообщение в Сочи стало восстанавливаться. К 1945 г. было возобновлено 10 маршрутов общей протяженностью 368 км.

В 1946 г. автоуправление вошло в систему министерства автомобильного транспорта РСФСР. Автомобильный парк ежегодно пополнялся. Появились автобусы "ЗИС-154", "ЗИС- 155", осуществлявшие регулярное сообщение с Хостой, Мацестой, Мамайкой, Красной Поляной. В 1948 г. в Сочи вновь стали курсировать такси - автомобили марок "М-1", "Победа", "ЗИЛ-110", "М-21", "ГАЗ-13". В 1957 г. Сочинское автотранспортное управление было реорганизовано в трест. Получили распространение централизованные пассажирские перевозки, созданы автопарки, занимавшиеся доставкой отдыхающих на Мацесту, обслуживавшие экскурсионное бюро. Например, летом 1958 г. ежедневно перевозилось 250 тыс. пассажиров.

В то же время расширялся парк грузовых автомобилей, что привело к созданию в 1960 г. спецгрузоавтохозяйства.

В 1965 г. городская транспортная сеть в Сочи включала 103 внутригородских и пригородных автобусных маршрута общей протяженностью 2139 км. Кроме того, 478 автобусов обслуживали 46 экскурсионных маршрутов. В 1966 г. по проекту сочинского архитектора В.М. Морозова было построено здание городского автовокзала. В 1968 г. на улицах города впервые появились автобусы с полуприцепом марки "Икарус" вместимостью 180 пассажиров.

В 70-80-е гг., в связи с постоянным ростом численности отдыхающих и грузооборота, Сочинский автотранспортный трест реорганизовал структуру управления: в 1967 г. трест был преобразован в Сочинское транспортное управление министерства автомобильного транспорта РСФСР, в 1989 г. - в Сочинское территориальное объединение автотранспорта "Сочиавтотранс". Регулярно обновлялись и увеличивались парк грузовых автомашин, автобусный и таксопарк.

В этот период большое внимание уделялось анализу пассажирских потоков, внедрению новых методов руководства автотранспортной сетью города, технических средств, улучшающих условия труда водителей.

Такси были оснащены радиостанциями. С 1971 г. центральная диспетчерская служба перешла на круглосуточный режим работы, внедрена новая диспетчерская система связи - "Искра-таксифар", состоящая из трех диспетчерских центров.

Экскурсионный автобус

В 1982 г. на рейсовых автобусах впервые была введена бескассовая система оплаты проезда (компостирование талонов). Для повышения регулярности движения установлена система "Зоркий глаз". В 1986 г. в объединении "Сочиавтотранс" имелось 1688 автобусов, 1079 такси, 98 легковых и 2074 грузовые автомашины.

Кроме объединения "Сочиавтотранс", в городе насчитывалось 189 ведомственных автохозяйств (на 1989 г.) общей численностью 9 тыс. транспортных единиц.

В 1990 г. в объединении "Сочиавтотранс" работало около 7,5 тыс. человек, было перевезено 218,8 млн. человек и 9,9 млн. тонн грузов.