Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:35
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Духовная культура
Из истории и этнографии русских, украинских и белорусских переселенцев на Черноморском побережье Кавказа.
Вторая половина XIX - начало XX в.

Духовная культура

Общественный и семейный быт

Общественный быт крестьян в России в дореформенный период определялся двумя основными социальными факторами: общиной как исторически сложившимся социальным организмом и развивавшимися капиталистическими отношениями, разрушавшими патриархальные сельские традиции.

В основе сельской общины лежали земельные отношения, которые под влиянием конкретно-исторических обстоятельств развития сформировались в определенные типы у русских, украинцев и белорусов. Собственно земельнорегулируемый тип был характерен для русского крестьянства Европейской части страны и отчасти белорусского. Подворное влияние господствовало на Украине и в большей части Белоруссии.

Повсеместно сельская община, где она существовала, была облечена административными функциями податного и частично судебно-полицейского характера. Внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь деревни обусловливалась нормами обычного права.

С развитием капиталистических отношений происходило расслоение крестьянства, и общинные традиции приходили в упадок. А переселение на новые места значительно усугубило эти процессы. Прервав связь с прежними общинами, восточнославянские переселенцы вступали в новые контакты, которые происходили в многонациональной среде. Представители разных народов, как и этнографических групп восточных славян, имели локальные особенности общинных традиций. Поэтому отношения в образовавшихся сельских обществах на побережье складывались по-разному.

Но, несмотря на значительную трансформацию крестьянской общины, она все же сохраняла традиционное влияние на жизнь переселенцев. На сельских сходах решались важные дела, относящиеся к переделам и выделам земли, раскладке налогов, выбору старосты и пр. Из общинных традиций в некоторых местах практиковались коллективные работы, например при строительстве школ, церквей. Сохранялись и формы трудовой взаимопомощи (строительство дома, уборка урожая и т.д.), хотя они почти все утратили свое былое значение.

Происходящие в XIX в. социально-экономические изменения в стране отразились и на семейном укладе. Характерным явлением этого периода были массовые разделы больших семей. Ко второй половине XIX в. малая семья становится типичной и доминирующей формой семьи у русских, украинцев и белорусов. Менялись и взаимоотношения в семье: нарушался вековой и незыблемый принцип беспрекословного подчинения младших старшим, детей воле родителей. А переселение привело к разрыву связей не только между членами общины, но и семьи (одни уезжали, другие оставались).

По численному составу семьи переселенцев обычно были малые (редко большие) - в два и реже в три поколения. Однако семьи, имевшие прочную оседлость на арендуемой у общества земле, свой дом, приусадебный участок, зачастую насчитывали десять и более человек.

Во внутреннем укладе малой семьи оставалось многое от старого патриархального быта. Главой семьи и распорядителем работ, как и в большой семье, считался отец; он также участвовал в сельских собраниях.

С изменением жизненных условий семейные обряды трансформировались и переосмысливались, выпадали отдельные их звенья, а порой забывался и весь обряд. Оторванность от привычной этнически однородной среды обитания активизировала процессы взаимовлияния и заимствования, которые привели к постепенному сглаживанию национальных особенностей различных этнографических групп восточных славян и их культурно-бытовой интеграции.

В конце ХГХ - начале XX в. в среде русских, украинских и белорусских переселенцев сохранялись лишь отдельные элементы свадебных, похоронных, родильных и других традиционных семейных обрядов и праздников. Как правило, многие из них сопровождались песнями и музыкой. Из народных музыкальных инструментов у восточнославянских народов наибольшей популярностью пользовались: скрипка, свирель, дудка, бубен (белорусы), бандура, скрипка, бубен (украинцы), балалайка, гармонь, деревянные ложки (русские). Однако не у всех переселенцев была возможность иметь в доме тот или иной музыкальный инструмент.

Религия и просвещение

Определенное влияние на духовную жизнь русских, украинцев и белорусов оказала религия. В конце XIX - начале XX в. у восточнославянских народов господствовало так называемое бытовое православие, характеризовавшееся ярко выраженным синкретизмом - сложным переплетением архаических дохристианских и более поздних христианских верований и представлений. В силу исторических условий развития часть белорусского и украинского народов подверглась влиянию соседей - католиков. Так, 25% белорусов, проживавших на родине, являлись католиками. В быту и культуре наблюдались некоторые различия между православными и католиками: в одежде, питании (прежде всего в связи с несовпадением сроков постов) и в проведении церковных обрядов.

На Черноморское побережье прибывали представители различных вероисповеданий. В первые годы пребывания на новых местах роль религии среди восточнославянских поселенцев была значительно ослаблена: не было ни церквей, ни священнослужителей. А.В. Верещагин, побывавший в Сочинском округе в 70-х гг. XIX в., отмечал, что жители жалуются на отсутствие церквей, что дети их растут некрещеными, а умерших погребают без духовного напутствия, и что в праздники вместо церкви поселяне от скуки проводят время в духане. Очевидец также высказывался об острой необходимости "поддержать дух православия в среде христиан", что дало бы нравственные силы для преодоления столь трудных условий жизни переселенцев.

Переселенцы

В последующие годы, по мере возможности, началось строительство церквей и других культовых зданий. По данным на 01.01.1893 г., в Черноморской губернии имелось 10 часовен и молитвенных домов, 7 каменных и 6 деревянных церквей и монастырей православного вероисповедания и 1 культовое сооружение - неправославного вероисповедания.

Крест

К 1904 г. функционировали церкви в селениях Лазаревке, Красной Поляне, Адлере и собор Михаила Архангела в посаде Сочи. По сведениям из справочной книги "Черноморское побережье Кавказа" (Пгр., 1916), в начале XX в. церковь имелась и в дер. Тихоновка, а в 1902 г. в горах по дороге от Адлера в Красную Поляну был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Основателем последнего являлся монах Старо-Афонского монастыря отец Маркиан, который затем стал его настоятелем. В 1907 г. началось строительство церкви в дер. Ахштырь.

Приводимые ниже данные о численности православных Сочинского участка на 1891 г. - 3605 человек (62,04% населения) - не дают возможности определить из них количество русских, украинцев и белорусов, так как в это число вошли представители других православных народов: греки, молдаване, грузины, единичные семьи чехов и эстонцев.

По сведениям на 01.01.1916 г., можно определить численность русских (православных и сектантов): в Черноморской губернии они составляли 119921 человек, в Сочинском округе - 22170 человек, а в посаде Сочи - 9653 человека. Необходимо учитывать, что в это число были включены и украинцы, и белорусы.

В деле просвещения также было много пробелов и проблем. В селениях, где имелись церкви, как правило, были и церковноприходские школы, в которых обучали детей Закону Божию. Если в поселке проживали образованные люди, то они по собственной инициативе учили детей грамоте. Так, по сведениям старожила дер. Волковка B.C. Майданюка, рядом с дер. Кузьминка (ныне Волковка) - в имении московской графини - была организована школа для крестьянских детей, в которой учился и сам информатор.

В конце XIX - начале XX в. на побережье стали открываться и государственные - министерские школы или училища. По данным на 1904 г., школы функционировали в следующих населенных пунктах: Красноалександровская, Лазаревка, Третья Рота, Четвертая Рота, Навагинка, Эстонская, Красная Поляна, Лесная, Ахштырь, Дзыхра, Аибга, быв. Стаховича. В этих школах занимались дети и из близлежащих деревень. Однако из-за отсутствия дорог и троп, постоянных разливов рек и ручьев, отдаленности учебных заведений, многие родители не отпускали своих детей в школу.

Крестьянским детям предоставлялась возможность учиться и в гимназиях. Так, в посаде Сочи функционировала мужская гимназия, в которой, по данным на 01.01.1916г., из 163 учащихся (из них 119 - русские) 41 человек был крестьянского сословия.

В целом на нужды народного просвещения правительство отпускало мизерные средства; немногочисленные школы побережья охватывали незначительное число детей.

Необходимо отметить, что на развитие украинского и белорусского языков определенное влияние оказала и русификаторская политика правительства. Обучение в школах, а также ведение различного рода делопроизводства шло на русском языке, который со временем стал и языком межнационального общения. А украинский и белорусский языки сохранялись на бытовом уровне.

Заканчивая краткий обзор духовной культуры восточнославянского населения Черноморского побережья, необходимо отметить, что ее развитие происходило в условиях общей неустроенности жизни переселенцев, которая была связана со сложными социально-экономическими и историческими процессами в России в конце XIX - начале XX в.

Икона

Церковь в Красной Поляне

Этот период развития духовной культуры восточнославянских переселенцев характеризуется началом внутриэтнической консолидации русских, украинцев и белорусов. Среди них происходило сглаживание локальных этнографических особенностей (выходили из употребления диалекты и говоры, исчезали фольклорные традиции и т.д.) и формирование культурной однородности. В дальнейшем это способствовало образованию общевосточнославянского культурного комплекса.

Церковь в Хосте