Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 01:16
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Греки
Греки

Греческое население Сочи составляют потомки переселенцев XIX-XX вв. из Турции, главным образом из исторической области Понт (Черноморское побережье от Батуми до Синопа).

Самоназвание - ромеос ("римлянин", подданный Восточной Римской империи, Византии). Численность в Сочи - 4516 человек (1989 г.). Говорят на понтийском (черноморском) наречии новогреческого языка, в основе которого ионический диалект древнегреческого языка. Верующие - православные.

Греки

Переселение греков на северо-восточный берег Черного моря началось после окончания Кавказской войны (1864 г.). Миграция греков была инициирована Российским правительством в целях экономической колонизации побережья.

Первыми поселениями греков на территории современного Сочи были: Калиновка, Вишневка, Лазаревская, Первинка (1869 г.). Во второй половине 1870-х гг. греки обосновались в селениях Лесном (в верховьях р. Кудепста) и Высоком. Греческое селение Красная Поляна было образовано в 1878 г. выходцами из Ставропольской губернии в составе 30 семей.

По сведениям на 1891 г., в Сочинском отделе Черноморского округа числилось 1187 греков, в 1897 г. в Сочинском округе Черноморской губернии - 1170.

Новая волна иммиграции греков явилась следствием их преследования турецким правительством в годы первой мировой войны. Последний приток греческих переселенцев из Турции относится к первой половине 1920-х гг. Он был связан с решением Лозаннской конференции 1922-1923 гг. о взаимном обмене греческим и турецким населением.

Основным хозяйственным занятием греков в конце XIX - начале XX в. было табаководство - разведение высокосортных видов табака "Трабзон", "Самсун" и "Дюбек". Греки занимались также хлебопашеством (сеяли в основном пшеницу), домашним животноводством, производством молочных продуктов, изготовлением и ремонтом медной посуды.

На формирование традиционной культуры греков оказали влияние этнокультурные контакты с соседними народами Малой Азии, прежде всего с турками, армянами, лазами. Во второй половине XIX в. греки-мужчины перешли в основном на ношение "лазского" костюма, у греков полностью черного. Среди городских греков широкое распространение получил турецкий головной убор - фес с кистью, часто обвязанный платком наподобие чалмы. В сельской местности мужская и женская одежда продолжала сохранять свои традиционные компоненты. После переселения на Кавказ у мужчин-греков появился новый тип костюма - "кавказский", сосуществовавший с элементами народной одежды.

Урбанизация, начавшаяся в Турции, усилилась после переселения греков в Россию и прекратила развитие народной одежды. Традиционный костюм сохранился как праздничный и ритуальный (свадебный, похоронный). В настоящее время существуют "вторичные" формы традиционных костюмов - сценическая одежда фольклорных коллективов.

Долгое время после переселения на Кавказ в семейных обрядах понтийских греков сохранялись многочисленные архаичные пережитки, как древнегреческие, так и инокультурные. К древним компонентам свадьбы греков относятся послесвадебный ритуал молчания молодой, запрет на обращение к родным мужа по имени, омовение и целование ног родственникам мужа, обсыпание молодых хлебными злаками. Древнегреческие корни имеет хороводный свадебный танец с зажженными свечами хорон-фтимихма, а также некоторые обычаи: купание жениха и невесты перед свадьбой, целование рук родственникам мужа, бросание женихом яблока в невесту.

Ансамбль

Длительное время в быту понтийских греков сохранялся коллективистский характер празднования наиболее популярных православных праздников - Пасхи, Дня Св. Георгия, в честь местных храмов. Соблюдались календарные праздники: колядования на Новый год (как и на Рождество), который отмечался как День Св. Василия. Сохранялись национальные танцы (преимущественно коллективные, реже парные), песни под аккомпанемент трехструнной смычковой лиры (кемендже), а также бубна и гармоники.

Еще в 30-х гг. XX в. понтийские греки имели письменность на димотике (народная форма новогреческого языка).

В 1930-х гг. греческие школы и церкви были закрыты. Тогда же в Сочи перестал издаваться вкладыш в городской газете "Красное знамя" на греческом языке.

В 1936-1938 гг. греческое население Сочи подверглось репрессиям. Значительная часть греков была выселена в Среднюю Азию и Казахстан как "неблагонадежный элемент" под предлогом отсутствия у них советского гражданства.

Вторичная волна репрессий против греков относится к 1949 г. В середине 1950-х гг. грекам было разрешено вернуться к прежним местам проживания.

В настоящее время компактных греческих селений не существует. Потомки понтийских греков ныне живут в городской черте. Греки сохранили четкое национальное самосознание. Традиционная культура греков достаточно однородна. Вместе с тем в ней сохранились определенные локальные отличия, что, по-видимому, объясняется прежним делением переселенцев на самсунцев, трабзонцев и др.

В 1990 г. была создана Сочинская городская общественная организация российских греков "Эноси". Существует городской центр по изучению новогреческого языка. В ряде школ города греческий язык изучается факультативно.

В 1993 г. в Лазаревском районе создан Центр греческой культуры.