Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:36
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Курорт Сочи (Часть 2)
Зарождение курорта. Конец XIX в. - 1917 г.

Курорт Сочи (Часть 2)

4. Транспорт и пути сообщения.

Сильным тормозом в деле развития курорта были несовершенные пути сообщения, соединявшие Сочи с остальной территорией страны. Путешествие сюда основным видом транспорта - морским - было сопряжено с рядом трудностей. Ввиду отсутствия в Сочи удобной для причаливания пароходов пристани, доставка пассажиров и их багажа на берег и обратно совершалась при помощи турецких фелюг. Особые затруднения испытывали пассажиры в штормовую погоду.

Кроме того, в 10-е гг. XX в. появилось более дорогое автомобильное сообщение с Новороссийском.

С открытием в 1913 г. движения по Армавиро-Туапсинской железной дороге сообщение с Сочи стало более удобным, однако главные надежды возлагались на строительство Черноморской железной дороги, которая должна была пройти вдоль побережья от Туапсе до Закавказья. К работам по сооружению этой дороги приступили 15 июня 1914г. - за 1,5 месяца до начала первой мировой войны. Укладку пути рассчитывали начать в 1916 г., чтобы к концу следующего года открыть движение до станции Ахал-Сенаки. Но сделать это в срок не удалось. До Октябрьской революции временное движение поездов было открыто только там, где успели уложить рельсы, в том числе на участке Туапсе - Сочи.

Черноморская железная дорога, таким образом, не успела оказать сколько-нибудь заметного влияния на судьбу курортных местностей побережья. Можно только удивляться тому факту, что даже при отсутствии удобных путей сообщения Сочи за сравнительно короткий срок приобрел репутацию известного на всю Россию курорта.

5. Ограниченность территории Сочи.
Как уже было сказано, до революции собственно курортом считалась верхняя часть посада, которая почти незаметно переходила в пригород, именуемый Верещагинской стороной. На правом берегу р. Сочи находился другой пригород - так называемая Хлудовская сторона.

Фактически между посадом и пригородами не было никакой разницы: и здесь и там располагались дачи, которые заселялись приезжей публикой. Однако юридически разница между этими частями была огромной, так как посад Сочи подчинялся городской администрации, а оба пригорода жили сами по себе и не имели никакой организации. Между тем владельцы пригородных участков, не неся никаких повинностей, притягивали к себе на дачи огромное количество приезжих, которые охотно и даже преимущественно поселялись там, чтобы избежать уплаты курортного сбора. Тем самым посадская касса лишалась значительных доходов, которые могли быть использованы в целях курортного благоустройства.

Совершенно очевидно, что Сочи как курорт не мог правильно развиваться в пределах своей чрезвычайно ограниченной территории. Поэтому в течение ряда лет неоднократно поднимался вопрос о присоединении пригородных земель к Сочи с переименованием последнего в город.

Курортный проспект

Лишь после Февральской революции Особый Закавказский комитет на заседании 31 июля 1917 г. постановил присоединить к Сочи прилегающие к нему пригородные участки с изъятием их из состава Сочинского округа. Однако это постановление не получило юридической силы, так как Правительствующий Сенат 23 сентября того же года в ответ на рапорт Особого Закавказского комитета от 8 августа 1917 г. отказал в его распубликовании.

Окончательно данный вопрос был решен уже после Октябрьской революции, когда Закавказский комиссариат принял 20 декабря 1917 г. специальное постановление "О включении в черту г. Сочи смежных с ним земель".

Завершая характеристику основных проблем, стоявших перед Сочи в дореволюционное время, необходимо подчеркнуть, что они в той или иной степени служили препятствием на пути развития курорта. Тем не менее Сочи выдвинулся в число лучших климатолечебных мест Черноморского побережья, обещая в ближайшем будущем превратиться в первоклассный курорт.

Последним важным эпизодом в дооктябрьской истории курорта Сочи стало постановление Временного правительства "О признании общественного значения за лечебными местностями - селением Кабардинкой, Геленджикским районом и посадом Сочи с пригородами и об установлении границ округов их санитарной охраны". Постановление это было опубликовано 23 сентября 1917 г.

Указанным документом Временное правительство постановило:

А. Признать посад Сочи с пригородами лечебной местностью, имеющей общественное значение.

Б. Установить для посада Сочи с пригородами округ санитарной охраны в специально предусмотренных границах. При этом в Сочинский округ санитарной охраны входили:

а) населенные пункты:
1. Посад Сочи.
2. Хлудовская сторона.
3. Верещагинские участки.
4. Сел. Навагинское.
5. Сел. Пластунское.
6. Сел. Раздольное.
7. Пос. Нижегородский.
8. Пос. Алек.
9. Пос. Ореховая Поляна.
10. Пос. Ажек.
11. Урочище Разбитый Котел.
12. Пос. Мамайка.
13. Отдельные хутора, дачные и культурные участки;
б) водное пространство: прилегающая к округу санитарной охраны полоса Черного моря шириной 250 сажен;
в) реки:
1. Бассейн р. Сочи начиная от впадения в нее р. Ац до устья р. Сочи.
2. Река Мамайка.
3. Река Бзугу.

Через два месяца после выхода в свет названного постановления произошла Октябрьская революция. Дальнейшее развитие курорта продолжалось уже в советский период.

Курортники