Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 14:46
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Материальная культура
Из истории и этнографии русских, украинских и белорусских переселенцев на Черноморском побережье Кавказа.
Вторая половина XIX - начало XX в.


Материальная культура

Основные хозяйственные занятия

Хозяйственная деятельность восточнославянских переселенцев складывалась довольно трудно и долгое время носила неопределенный характер. На формирование крестьянского хозяйства оказали влияние следующие тесно взаимосвязанные причины:
1) изменение традиционного уклада жизни;
2) изменение среды обитания;
3) незнание природно-климатических особенностей местности и связанных с ними форм и методов ведения хозяйства;
4) коренное отличие системы земледелия (в условиях нагорной полосы оно было более трудоемким и требовало значительных вложений сил и средств);
5) периодическое обновление состава переселенцев;
6) отсутствие приемлемой системы землепользования в новых условиях;
7) отсутствие путей сообщения и многие другие причины.

Неизученность края и отсутствие каких-либо рекомендаций по его освоению привели к тому, что каждая новая партия поселенцев повторяла ошибки и испытывала те же трудности и лишения, что и предыдущие переселенцы.

Первоначальная эксплуатация края свелась к беспощадному расхищению природных богатств, к уничтожению вековых лесов и сплошной вырубке ценных древесных пород. Оказавшись в жестких условиях выживания, поселенцы вырубали и плодовые деревья, чтобы облегчить себе труд сбора урожая. Многие переселенцы терпели неудачу, пытаясь приспособить свои традиционные сельскохозяйственные злаки и приемы земледелия к новым, несвойственным для этого условиям. Часто переселенец, не зная, с чего начать свое хозяйство, вырубал и продавал лес с отведенного участка, сеял привычные культуры, и, когда лес был продан, а урожая не получалось, он был вынужден наниматься в работники или покидать край.

Все было, как писал М.А. Краевский, "предоставлено на волю случая". При удачном стечении обстоятельств (правильный выбор места для поселения, подбор сельскохозяйственных культур и т.д.) переселенцы достаточно быстро обживались и хозяйства их процветали. Поэтому в конце XIX - начале XX в. поселения русских, украинцев и белорусов имели довольно разнообразный характер. Как отмечал министр земледелия А.С. Ермолов, "...некоторые из них достигли известной степени зажиточности, жители их принялись за разведение винограда и фруктов, до персиков включительно, другие же до сих пор не забыли излюбленных ими приемов хлебной культуры и горько жалуются на то, что в Черноморском крае жить нельзя, потому что там плохо растут рожь, овес и гречиха".

Необходим был длительный период времени для обживания в новой среде и выработки определенной системы ведения хозяйства. Так, при расчистке участков переселенцы убедились в непригодности своих традиционных топоров для этой работы. А.В. Верещагин писал: "Нашими русскими топорами... при эластичности вьющихся растений работать оказалось и затруднительно, и убыточно. Расчистка пошла лучше и дешевле, когда были заготовлены особого рода топоры, называемые цалдами... Успех работы также весьма много зависит и от времени года: самыми лучшими месяцами для очистки считаются ноябрь, декабрь и январь; в это время работы идут быстро, так как папоротник и травы к этому времени засыхают и опадают, кустарник делается открытым...". При обработке почвы переселенцы постепенно стали использовать легкий горский плуг, мотыги, тяпки, так как в данных условиях тяжелый равнинный плуг был непригоден. Менялся и состав сельскохозяйственных культур, а также сезонность полевых работ.

По сведениям старожилов, в селениях Кузьминка (Волковка), Вторая, Третья и Четвертая Роты жители занимались садоводством и хлебопашеством. В садоводстве в значительной степени использовались насаждения плодовых деревьев прежних жителей этих мест - горцев: сливы, яблони, груши, орех-фундук. Среди хлебных культур основными являлись кукуруза и пшеница. Некоторые переселенцы выращивали традиционные культуры: ячмень, овес, сою, картофель, коноплю (в небольшом количестве и там, где позволяла земля). Отдельные семьи отдавали предпочтение пчеловодству и табаководству. Из животных держали коров, волов, лошадей, свиней и различную домашнюю птицу. Кроме этого, значительную статью дохода составляли дары леса: каштаны, грибы, ягоды, а также сбор фруктов в заброшенных черкесских садах.

Необходимо отметить, что большая часть земель, отведенных в надел переселенцам, оставалась необработанной. Так, например, го 20-30 десятин, определенных на семью в дер. Раздольная, использовалось в среднем 3,9 десятины, в дер. Навагинка - 4,2 десятины (данные на 1895 г.). Это было связано не только с трудоемким процессом обработки и большим количеством неудобной земли, но и с системой общинного землепользования, которая, как показал опыт, являлась одним из существенных тормозов в развитии хозяйств на побережье.

Общинная форма землепользования применялась в селениях, образованных по Положению 1866 г. и расположенных в прибрежной и средней полосе, где имелись более или менее равнинные участки земли. Однако в новых условиях эта форма не принесла положительного результата, так как разбросанность удобной земли, неопределенность границ земельных наделов, постоянная угроза потери отведенного участка создавали определенные трудности для поселенцев в освоении местности. Первые межевые работы в этих селениях стали проводить лишь в 90-х гг., поэтому многие поселенцы ограничивались разработкой только приусадебных участков.

30-летний опыт колонизации показал, что в условиях гористой, изрезанной многочисленными ущельями, оврагами и реками местности традиционная для российских крестьян общинная форма землепользования оказалась непригодной, и использование подворного надела земли явилось бы определенным стимулом для развития хозяйственной деятельности поселян.

По новому закону 1897 г. выбор той или иной формы владения землей предоставлялся самим переселенцам, большинство которых предпочитали подворный надел. Поселенцы вновь образованных участков, располагавшихся в средней и нагорной полосе, все чаще обращались с ходатайствами о подворном разделе земли. И местная администрация шла им навстречу.

На ранее заселенных участках (до 1897 г.) размежевание земли происходило чрезвычайно сложно. Поскольку многие поселенцы более или менее обжились и завели хозяйство, то при разбивке удобных земель подворно приходилось считаться с фактическим использованием земли и возведенными постройками. При этом возникали недоразумения различного рода (удаленность надела от усадьбы, чересполосица и т.д.), из-за чего некоторые переселенцы предпочитали покинуть участок, чем поступиться своими желаниями.

Становление хозяйственной деятельности вновь прибывших поселенцев проходило все в тех же сложных условиях (бездорожье, заросли, болезни и т.д.). Построив временное или постоянное жилище, переселенец принимался прежде всего за расчистку участка от леса, отводил на усадьбе место под огород и посевы зерновых культур.

Из овощей выращивали картофель, лук, капусту; из зерновых-почти исключительно кукурузу и пшеницу. Кукуруза оказалась незаменимым растением в местном хозяйстве: ею кормили скот, птицу, из нее пекли хлеб и готовили многие блюда.

В воспоминаниях Г.И. Симонова о заселении в начале XX в. дер. Алексеевка (Гвай) находим сведения о том, что переселенцы, расчистив отведенные земли, стали сажать орех-фундук, плодовые деревья, разводить огороды, а вырубленный лес продавали скупщикам из дер. Лазаревка. Из полученных 54 десятин земли на семью (из расчета 9 десятин на мужчину) для ведения хозяйства Симоновы использовали только 5 десятин удобной земли.

Некоторые новоселы по примеру старожилов пытались заниматься табаководством (в селениях Царский-I, быв. Кузьминского и др.), но, вследствие неумелого ухода, получали урожай плохого качества, стоимостью 5-8 рублей за пуд (а признанные табаководы - армяне продавали по 12 рублей).

Многие поселенцы на участках Аше, Алек, Царский-I, быв. Бочаровского и других занялись плодоводством и виноградарством. Из плодовых деревьев разводили преимущественно фундук, составлявший 21% всех посадок, затем персики (18%), сливы (16%), груши (15%), яблони (13%), вишни, алычу, инжир (9%) и черешни. Небольшое количество земли в каждом хозяйстве (не более 1/20 десятины) было занято под виноградник. Поскольку в собственных садах переселенцев урожаи фруктов были ничтожны и плохого качества, большим подспорьем служил сбор фруктов в старых черкесских садах; их в сушеном виде сбывали в Кубанскую область, где обменивали - пуд за пуд на хлеб.

Кроме садоводства, переселенцы охотно занялись пчеловодством. В 1905 г. на участке Царский-I имелось 218 ульев, быв. Кузьминского - 127, Алек - 97 ульев.

Поселенцы, пытаясь найти наиболее выгодное в хозяйственном отношении занятие, старались разводить разнообразные культуры. По сведениям информаторов, в с. Ахштырь и в дер. Воронцовка жители выращивали кукурузу, фасоль, табак, занимались садоводством, пчеловодством, домашним животноводством, а также фруктоводством в бывших садах горцев.

Пасека

В среде старообрядцев-некрасовцев сохранялось их традиционное занятие - рыболовство; большое значение имели и отхожие промыслы.

Баня

Что касается животноводства, то оно, как и все хозяйство, находилось в зачаточном состоянии, о чем можно судить по количеству скота, имевшегося у переселенцев. По данным на 1891 г., в хозяйствах Сочинского участка содержалось 2065 голов крупного рогатого скота, 2159 - коз и овец, 1379 - свиней, 817 - лошадей.

Сплошная лесистость большинства участков, отсутствие сенокосов, чистого от зарослей выпаса, обилие зверья, от которого погибал скот, и другие причины не позволяли в первое время держать его в достаточном количестве. Арендовать отдаленные пастбища переселенцы не имели возможности. Поэтому большинство жителей ограничивалось самым необходимым количеством лошадей и рогатого скота. Наибольшее предпочтение отдавалось разведению свиней, коз и овец.

Таким образом, хозяйственная деятельность восточнославянских переселенцев имела разнообразный и в то же время неустойчивый характер. При нестабильном состоянии крестьянских хозяйств часть переселенцев шла работать по найму в имения, на дачи и так называемые культурные участки, где в основном занимались сельскохозяйственным трудом и плотничеством.

В конце XIX - начале XX в. среди занятий русских, украинских и белорусских переселенцев можно назвать следующие:

1) сбор и реализация продуктов леса, а также орехов и фруктов в заброшенных садах горцев;
2) садоводство;
3) хлебопашество (кукуруза, пшеница);
4) домашнее животноводство;
5) пчеловодство;
6) огородничество (картофель);
7) табаководство;
8) заготовка древесины.

Среди домашних занятий в определенной степени сохранялись ткачество, бондарство, изготовление мебели и посуды.

Жилище

Традиционное жилище восточных славян наряду с общими чертами имело локальные отличия у русских, украинцев и белорусов. Разнообразие природных особенностей территории расселения восточных славян, различные социальные, экономические и исторические условия привели к созданию разных типов восточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этих народов.

Основным строительным материалом являлось дерево. Применялась различная строительная техника: срубная, закладная, каркасная ("турлучная"), глинобитная, саманная. Побелка стен, обмазанных глиной, была характерна для украинцев, но встречалась и у русских и белорусов, преимущественно в зоне этнических границ с украинцами. Сравнительно с другими славянскими народами восточные славяне реже сооружали дома и хозяйственные постройки из камня-песчаника, мела, известняка, гранита (в южных районах Украины, на территории Воронежской, частично Курской, Тульской, Орловской губерний России).

Хранилище

Традиционное сельское жилище за редким исключением (север Белоруссии, Псковской губернии, юго-запад Украины) не имело фундамента.

Жилище восточных славян различалось по общей высоте дома (жилая часть), по наличию или отсутствию и высоте подклета и по устройству пола. Для русских в северных и северо-восточных губерниях России были характерны большие постройки на высоком подклете. Подклет - пространство под полом (высота от 1,5 до 3 м), использовалось для разных хозяйственных нужд. Значительно ниже и меньше по размерам строилось жилище в Верхнем и Среднем Поволжье, в Московской, Смоленской губерниях, южной части Новгородской, Псковской, в северных уездах Рязанской и Пензенской губерний. Для этих районов характерны срубные дома на среднем и низком подклетах. В южнорусских районах бытовало невысокое жилище без подклета с деревянным или земляным полом.

У белорусов было распространено сравнительно низкое жилище без подклета с земляным или глинобитным полом, а в северо-восточных областях - деревянным.

Для украинцев было характерно наземное жилище без подклета с земляным, плотно утрамбованным полом, смазанным сверху толстым слоем глины.

Наиболее типичными формами крыши восточнославянского жилища являлись крыши двухскатной и четырехскатной конструкции. Распространенными материалами покрытия жилища были дерево (тес, дранка), солома и камыш.

Планировка дома, как и внутренняя обстановка, имела свои локальные этнические особенности. Однако традиционное восточнославянское жилище объединялось рядом общих признаков:

1) наличие в доме жилой избы (хаты), неотапливаемых сеней и клети (коморы) или второй избы (хаты);
2) наличие духовой "русской" печи, переднего угла (всегда по диагонали от печи), деревянных полатей, стола, неподвижных лавок, полок вдоль стен и пр.

Обосновавшись на Черноморском побережье Кавказа, русские, украинские и белорусские переселенцы по мере возможности сохраняли свои локальные традиции в строительстве, планировке и внутреннем убранстве жилища. Дома строили бревенчатые, дощатые, с глиняной обмазкой и беленые; крышу покрывали дранкой. Очевидец отмечает, что также строили "турлучные хаты, крытые соломой или камышом. Каждая хата обыкновенно состояла из двух половин, соединенных сенями".

Основным строительным материалом по-прежнему было дерево; наибольшее распространение получили каштан, дуб, орешник.

Однако при возведении жилого дома или хозяйственной постройки приходилось учитывать новые природно-климатические условия, что, естественно, видоизменяло жилище. В связи с особенностями горного рельефа и влажного климата при строительстве домов стали применяться фундаменты или невысокие каменные (деревянные) подставки. Хозяйственные постройки для хранения сельхозпродуктов возводились по примеру горцев - на высоких столбах с приспособлением против грызунов. Амбары делали дощатыми или плели из лозы орешника.

Для обработки дерева и строительства домов использовались орудия как кустарного производства, так и фабричного изготовления: топоры различных видов, пилы, сверла, долота и т.д.

Одежда

На развитие традиционной одежды восточнославянских народов большое влияние оказало появление промышленных товаров и изделий, проникновение многих элементов городской моды (особенно в женской одежде) еще в прежних местах проживания. Поэтому к моменту поселения русских, украинцев и белорусов на побережье национальная одежда уже подверглась трансформации. И все же в конце XIX - начале XX в. преобладали народные изделия из домотканых материалов, шерсти и кожи, изготавливаемые не только самими поселенцами, но и мастерами-отходниками. Несмотря на то что традиционный костюм вытеснялся одеждой городского типа, полностью он не исчез и сохранялся у старшего поколения, а также в качестве обрядовой одежды (свадьба, похороны и т.д.).

Мужская одежда восточнославянских народов была более однотипной и состояла из штанов и рубахи, которую носили навыпуск, подпоясывая тканым, плетеным или кожаным поясом с кистями или без них.

Для украинцев характерны рубахи с прямым разрезом ворота, для русских - с косым воротом, белорусы носили рубашки разного покроя, но чаще с отложным воротником. Рубашки украшались вышивкой (грудь, манжеты или ворот).

Женская одежда была более разнообразной и варьировала по областям. Однако можно выделить общие черты: рубашка (русские) или сорочка (украинцы, белорусы), сарафан (русские), разнообразная набедренная одежда, состоявшая из одного или нескольких неполностью сшитых или совсем не сшитых друг с другом полотнищ шерстяной ткани. Это понева, понька (русские), панева, колышка (белорусы), плахта, дерга, запаска (украинцы).

Детская сорочка

Юбка - более поздний тип одежды, чем понева, плахта и т.п. Как часть традиционного костюма она была характерна для белорусов (спадница) и в меньшей степени-для украинцев (спидница) и русских. Юбка (не традиционная, а как поздняя городская мода) широко распространилась у всех трех народов, особенно во второй половине XIX в. Шили ее из самых разнообразных, чаще всего фабричных тканей. Передник составлял существенную, однако не обязательную часть женского костюма. У восточнославянских народов он был:

1) поясной одеждой, укрепленной на талии (белорусы, украинцы);
2) наплечной - туникообразного покроя или же нагрудной, укреплявшейся на груди (русские).

К нагрудной женской одежде относились разнообразные безрукавки - кофты или куртки без рукавов: кабат, гарсэт, китлик (белорусы), кирсетка (украинцы), душегрейка (русские).

Основным традиционным видом обуви, плетенной из древесной коры, являлись лапти (русские), личаки (украинцы), пахлапни (белорусы). Примитивная кожаная обувь (поршни-русские, пасталы - белорусы, постолы - украинцы) употреблялась повсюду, но наиболее была распространена в юго- западных украинских областях. Из других видов праздничной женской кожаной обуви были распространены коты (русские), черевики (украинцы), чаравики (белорусы). Шили их на толстой подошве с каблуком. Сапоги были преимущественно мужской обувью, но носили их и женщины, особенно украинки.

В конце XIX - начале XX в. появляются разнообразные виды городской обуви: башмаки, ботинки, туфли.

Таким образом, для периода конца XIX - начала XX в. были характерны процессы интенсивного видоизменения, вытеснения традиционной одежды восточнославянских народов и распространения одежды городского типа, которая испытывала влияние "европейского" покроя.

Украинские рушники

Пища и домашняя утварь

На формирование традиционной пищи русских, украинцев и белорусов большое влияние оказали их хозяйственная деятельность и в определенной степени христианская религия.

Ведущей отраслью хозяйства восточных славян было зерновое земледелие, поэтому мучные и крупяные изделия составляли основу питания. Особенно большое значение имел ржаной и пшеничный хлеб. Из разных круп (гречневой, пшеничной, пшенной, овсяной) готовили супы и каши. Наибольшее распространение каши имели у русских и белорусов. У украинцев пользовались популярностью галушки и вареники - блюда из вареного теста. Повсеместно из ячменной, овсяной, просяной, гречневой муки делали лепешки, блины, оладьи, а также пекли пироги с разнообразной начинкой.

Употребление овощей различалось в зависимости от возможностей их выращивания. Чем южнее, тем больше использовались в пищу овощи (лук, чеснок, хрен, редька, брюква, репа, капуста, картофель, морковь, свекла, огурцы, фасоль, бобы, горох). Блюда из овощей были наиболее характерны для украинской кухни. Во второй половине XIX в. картофель получил общее признание и был известен повсеместно; он стал необходимым продуктом для всех слоев общества, но особенно велико было его значение в среде малообеспеченных рабочих и крестьян.

Не меньшее значение в питании имела капуста -в свежем виде, но больше квашеная, а также свекла, тыква, а в южной зоне - помидоры, кабачки, баклажаны, пастернак, перец. В различных регионах широко применялись растительные масла: льняное, конопляное, подсолнечное.

Употребление в пищу фруктов и дикорастущих плодов было также характерно доя всех трех восточнославянских народов. В Европейской части России повсюду разводили сады (яблони, груши, вишни, сливы) и выращивали разные ягодные кустарники. Наибольшей популярностью пользовались яблони и вишни. Плоды ели в свежем виде, варили из них варенье, кисели, компоты, сушили на зиму. В лесной и лесостепной местностях собирали грибы и орехи. Весной, когда заканчивались заготовки прошлого года, в пищу шла свежая зелень (крапива, лебеда, сныгь-трава, щавель).

Салфетка

Молочные продукты использовались в основном в натуральном виде - свежее и кислое сырое молоко (коровье, овечье, козье). Из кислого молока делали творог и сыр. Сливки и сметана в крестьянской семье как отдельное блюдо почти не употреблялись, ими пользовались как приправой. Из сметаны, сливок и цельного молока сбивали сливочное масло, которое шло на продажу. В пищу оно употреблялось мало, и давали его в основном детям.

Традиционная мясная пища была у восточных славян сравнительно скудной. Вообще мясо, сало, молоко считались "скоромной" пищей, которую христианская религия запрещала употреблять во время постов. Это вносило неизбежную стандартизацию и регламентацию в питание.

Хотя крупный рогатый скот, свиней и овец разводили повсюду, сложились определенные зоны животноводства и преимущественного потребления тех или иных мясных продуктов. В южнорусских губерниях, на Украине и в Белоруссии ели в основном свинину; говядину также употребляли повсеместно, но очень ограниченно, несколько большую роль она играла в северных губерниях. В горных местностях предпочтение отдавали баранине.

Домашнюю птицу: кур, уток и гусей - разводили повсеместно (особенно кур), употребляли в пищу преимущественно осенью и зимой. Блюда из птицы считались праздничными.

В пищу чаще всего употребляли вареное мясо, а также стремились заготовить его впрок: солили, коптили и вялили. На Украине, в Белоруссии, а местами и в южнорусских губерниях, делали колбасу (ковбаса - укр., каубаса - белор.). Наиболее ценным продуктом считалось сало животных. Оно было любимой, но не повседневной едой. Его как наиболее калорийный продукт старались приберечь для праздников, на времена напряженных полевых работ, в дорогу.

Рыба имела не меньшее, а временами даже и большее значение, чем мясо, так как считалась пищей "полупостной", ее не ели только в дни строгого поста. Свежую рыбу варили и жарили, а также ее солили, сушили, вялили, квасили, замораживали.

Таким образом, в традиционном питании восточнославянских народов преобладали продукты растительного происхождения.

На Черноморском побережье Кавказа пища русских, украинских и белорусских переселенцев в основном оставалась традиционной. Однако использование новых сельхозкультур (например кукурузы) и межнациональные контакты естественным образом повлияли на пищевой рацион восточнославянского населения. Национальная кухня обогатилась многими блюдами, заимствованными у соседних народов: мучные изделия и каша из кукурузной муки, сыр из козьего молока, разнообразные овощи в свежем и соленом виде, различные фрукты и пряные приправы из местных трав и многое другое.

Необходимо отметить, что сохранялись традиции в приготовлении праздничных и обрядовых блюд (блины на масленицу, кулич на пасху, свадебные пироги, печенье, поминальное блюдо и т.д.).

В XIX - начале XX в. посуда и утварь употреблялась деревянная, керамическая, металлическая и из других материалов. Наибольшее распространение имела деревянная (в лесной полосе) и глиняная (в степной) посуда разнообразной формы. Сельское население в основном пользовалось утварью самодельной или кустарного производства. По технике изготовления деревянная посуда и утварь была долбленая, бондарная, столярная и токарная. В начале XX в. у русских преобладали бондарные изделия. Из дерева делали разнообразную посуду и утварь: ложки (большие разливные и маленькие), ковши, миски, чашки, бочки, кадки, ведра, поршневые вертикальные маслобойки, разных размеров ящики и лари для хранения продуктов. В большом употреблении были плетеные сосуды из прутьев, луба, соломы. В Белоруссии мастерство плетения достигло высокого уровня.

Керамическая посуда служила не только как столовая, но и для приготовления пищи. Пластичность глины позволяла создавать сосуды специфической формы в соответствии с их назначением. Так, для жидкостей делали кувшины, крынки с высоким, расширяющимся кверху горлом; у украинцев и белорусов были распространены шаровидные сосуды с очень узким высоким горлом (глек), с ручками или без них. Широкие полусферические большие макитры на юге Украины использовали для заквашивания теста. В них также наливали воду, хранили продукты; в небольших макитрах сбивали масло, готовили пишу, из них ели.

Начало 20 века

В крестьянских семьях очень ценилась металлическая посуда (чугуны, сковородки, котлы, тазы, ведра и др.).

Посуду хранили на специальных полках (мисниках) и в шкафах.

В начале XX в. у восточнославянских переселенцев на побережье широкое распространение получает посуда и утварь фабричного изготовления.

Заканчивая обзор материальной культуры восточнославянских переселенцев на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX - начале XX в., следует выделить три значительных фактора, оказавших влияние на ее формирование и дальнейшее развитие:

1) интенсивное развитие капиталистических отношений в России;
2) изменение среды обитания;
3) процессы заимствования и взаимовлияния между всеми группами населения.

С точки зрения истории быта, традиционно-бытовой культуры, отстающей от политической, экономической и социальной сфер, период конца XIX - начала XX в. был переходным. Необходимо отметить, что к моменту переселения отдельные этнические группы восточных славян испытывали в разной степени влияние социально-экономических изменений, происходивших в стране. И все же в целом наблюдалось преобладание традиционных форм культуры над новыми.

Однако в ходе сложных процессов адаптации на новых местах, в условиях оторванности от привычной природной и этнически однородной среды обитания, процесс разложения традиционного уклада жизни русских, украинцев и белорусов значительно ускорился. К иным природным и хозяйственным условиям приходилось приспосабливаться, приобретая новые навыки. Переселенцы вступали в контакты с другими народами, знакомясь с их культурой. Контакты эти в зависимости от конкретной ситуации складывались по-разному и приводили к различным видам взаимодействия культур. Основные процессы заимствования в хозяйственной деятельности восточных славян происходили между ними и коренным населением. На этом этапе наблюдалось стремление переселенцев из российских губерний подражать горским приемам культуры земледелия, сооружения хозяйственных построек, изготовления и хранения продуктов питания и т.д.

Процессы заимствования и взаимовлияния, как в среде самих восточнославянских переселенцев, так и между ними и представителями других этносов побережья, происходили на фоне развивающихся капиталистических отношений. Появление промышленных изделий (орудия труда, ткани и одежда, посуда и т.д.) привело к упадку многих традиционных занятий, ремесел, изменениям в одежде, пище и т.п. практически у всех групп населения побережья.

Таким образом, в материальной культуре восточнославянских переселенцев в конце XIX - начале XX в. происходило стирание локальных особенностей и формирование общих черт.