Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 01:20
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Музей истории города-курорта Сочи
Музей истории города-курорта Сочи

Музей истории города-курорта Сочи (до 1980 г. - краеведческий музей) создан в июле 1920 г. Его основой послужили коллекции Сочинского отделения Кавказского горного клуба, существовавшего с 1902 по 1917 г. В сферу научных интересов клуба входило изучение флоры и фауны, археологии и палеонтологии, быта народов Кавказа. Сочинское отделение Кавказского горного клуба возглавлял инженер В.К. Константинов. В доме его матери Е.П. Майковой размещались коллекции растений, насекомых и минералов, собранные членами клуба.

Н. Кирпич, директор музея

После смерти в 1920 г. Е.П. Майковой и В.К. Константинова коллекции горного клуба становятся собственностью государства. Сочинский районный исполнительный комитет 9 июля 1920 г. принимает решение о создании краеведческого музея: "Внешкольный подотдел [отдела народного образования] организует в доме скончавшейся Майковой, на Михайловской улице в г. Сочи, музей и библиотеку краеведения". Отдельный дом, в котором находился музей со дня основания до 15 апреля 1926 г., состоял из 6 комнат и 2 флигелей. (В настоящее время на месте дома располагается гостиница "Приморская"). Музей ставил перед собой задачи по изучению флоры, фауны и этнографии местного края, являясь вместе с тем учебно-вспомогательным учреждением для школ и внешкольного образования.

Для посетителей музей был открыт 15 февраля 1921 г. Его штат состоял из 5 работников. В состав фондов входили: минералогическая коллекция (до 200единиц хранения), коллекция уральских яшм (40 единиц), палеонтологическая коллекция (до 60 единиц), гербарий (273 вида растений), энтомологическая коллекция (1500 видов), небольшие зоологическая и художественная коллекции. Собственная библиотека на считывала около 450 книг. В 1922 г. количество посетителей достигло 712 человек.

В середине 20-х гг. музей стал центром организации и проведения экскурсионных маршрутов в районе. По его инициативе в 1924 г. было создано общество краеведения. Становление шло в очень сложных условиях - не было постоянного помещения, средств. С 1926 по 1932 г. главная задача состояла не в том, чтобы пополнять, расширять и развивать экспозиции, - необходимо было хотя бы сохранить их.

В апреле 1926 г. имущество и фонды музея были переведены из дома по ул. Музейной, 9 (бывшая ул. Михайловская, ныне ул. Соколова) в здание, находившееся в ведении Сочинской сельскохозяйственной опытной станции (ныне территория парка "Дендрарий"). После неудачной попытки руководства опытной станции переподчинить себе музей, его имущество в 1928 г. было перевезено в ящиках в школу № 1 (ул. Московская, 9, ныне ул. Орджоникидзе, 25), где в июне 1928 г. была развернута экспозиция. Однако к июню 1929 г. коллекции музея были опять свернуты и размещены в ящиках на чердаке и в кладовых помещениях школы. Вследствие этого музейная мебель была повреждена, а часть коллекции растеряна. Не удалось развернуть в 1930 г. экспозицию и в одной из комнат гостеатра.

Только в 1932 г. музею было предоставлено здание по ул. Московской, 30 (ул. Орджоникидзе, 29), построенное в 1910 г. для Общественного собрания. В первые годы Советской власти в нем размешался гостеатр, а впоследствии проектная контора, склад и общежитие. В довоенное время штат музея был небольшим. К 1940 г. он составлял всего 16 человек.

В 30-е гг. произошли значительные изменения в экспозиционно-выставочной работе музея. В 1937 г. открылась стационарная экспозиция из трех отделов: природы, истории, социалистического строительства.

А. Краснов, директор музея

В основу экспозиции отдела природы был положен ландшафтный метод. Экспозиционным центром каждого ландшафта стала диорама, вокруг которой располагались гербарий, образцы почв, горных пород, фотографии, схемы, картины.

В отделе истории экспонировались материалы о развитии жизни на Земле и истории местного края, а в отделе социалистического строительства-экспонаты, связанные с реконструкцией Сочи-Мацестинского курорта. Всего фонд музея составлял 6425 единиц.

Экспозиция

Деятельность музея в 30-е гг. была подчинена выполнению целей, поставленных государством перед музеями страны, - обеспечение участия масс в социалистическом строительстве, воспитание их на примере утвержденных идеологических образцов.

В годы Великой Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром города. В нем собирались члены истребительного батальона и партизанского отряда, организованных из местных жителей для охраны важных объектов города и боевых действий в тылу врага.

В начале войны все сотрудники музея, кроме сторожа, были уволены. Однако в 1942 г. его штат насчитывал уже 4 человека. Работники музея составили специальные карты, которыми снабжались воинские части и местные военные формирования. В госпиталях экспонировались передвижные выставки "Победа будет за нами", "Русский народ непобедим", "Все для фронта!"

Летом 1942 г. Сочи стал прифронтовым городом. Часть экспонатов музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах, часть-под зданием музея. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь был открыт для посетителей. В фонды музея за годы войны поступило более 3 тыс. различных предметов, рассказывающих об участии сочинцев в боевых действиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях.

Деятельность учреждения во второй половине 40-х - 80-х гг. полностью соответствовала государственной политике в области музейного дела. В 1945 г. руководство музеями перешло от органов народного просвещения к органам культуры.

В первое послевоенное десятилетие музей являл собой сугубо пропагандистское учреждение, выполнявшее определенные идеологические установки, его работа строго регламентировалась, структура экспозиционных отделов и тематическая структура экспозиций соответствовала общепринятому стандарту.

В 1949 г. имелось три экспозиционных отдела: природы, дореволюционного прошлого, советского периода. Отдел природы дополнял живой уголок местной фауны, который размещался во внутреннем дворике музея. В уголке имелись медведь, серна, барсук, косуля, шакал, лисица, куница, еж, черепаха. В 1955 г. Кавказский заповедник передал в дар музею 20 шкур диких животных. Из них были изготовлены чучела, в том числе - зубробизона и двух оленей. Выставочную работу характеризует перечень выставок, подготовленных в 1949 и 1951 гг.: "Сталинская Конституция", "Борьба за мир", "Жизнь и деятельность И.В. Сталина", выставка проектов по реконструкции курорта.

С середины 50-х до середины 60-х гг. главным направлением в работе музея становится сбор материалов по истории советского общества и их использование в экспозиционной и научно-просветительной деятельности. В музейную орбиту входит тема, связанная с реабилитацией многих участников исторических событий, наблюдается рост общественной активности и интереса к историко-культурному наследию, что вызывает к жизни новые формы научно-просветительной работы.

Характерной особенностью научно-исследовательской деятельности стали изыскания работников музея по истории города в архивах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Краснодара. Активизировалась работа с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и музеями страны. Музей регулярно проводил совместные археологические и естественноисторические экспедиции, результатом которых явилось значительное пополнение основного фонда разнообразными материалами. Так, были проведены совместные археологические экспедиции с Ленинградским отделением Института археологии АН СССР в Малую Воронцовскую пещеру и ряд пещер Адлерского района, а с археологами Эрмитажа - на палеолитическую стоянку в урочище Агуа. В 1960 г. в районе Лоо было найдено богатое женское погребение II-III вв. н.э. с золотыми украшениями. В 1962 г. спелеологическая секция музея и Сочинского отдела Географического общества обследовала пещеры Большого Ахуна и тем самым положила начало изучению пещер Сочи.

Сочинский музей краеведения

Особенность экспозиционной деятельности заключалась в том, что в экспозиции превалировали научно-вспомогательные материалы, современные картины на исторические темы, копии общесоюзных материалов, тексты. Все это приводило к чрезмерной иллюстративности экспозиций.

В 1964 г. музей посетило свыше 100 тыс. человек, в том числе 119 иностранных групп из 59 стран. Новыми формами массовой работы стали пионерские сборы, встречи ветеранов революции, войны и труда с молодежью, семинары преподавателей школ, инструкторов по туризму, экскурсоводов, занятия политкружков системы партийного и комсомольского просвещения, дни открытых дверей, выступления сотрудников на телевидении. В учреждении работали музейный совет и военно-историческая секция.

Фрагмент экспозиции

Интерьер жилища переселенцев

С середины 60-х до середины 80-х гг. главным направлением в деятельности была пропаганда "развитого социализма" музейными средствами. Дальнейшая политизация музейного дела привела к сохранению и упрочению взгляда на музей как на преимущественно культурно-просветительное учреждение, что пагубно сказывалось на научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой работе. Однако, с другой стороны, существенным отличием данного периода стало обновление и активизация всех сторон музейной деятельности.

В конце 1980 г. исполком горсовета принял решение о переименовании краеведческого музея в Музей истории города-курорта Сочи. Цель данного решения-"дальнейшее совершенствование эффективности и качества пропаганды достижений города Сочи в организации санаторно-курортного лечения и отдыха советского народа".

Ахштырская пещера

Орудия труда и предметы быта переселенцев

В конце 70-х - начале 80-х гг. претерпела значительное изменение научно-исследовательская работа. Сотрудники музея стали уделять большое внимание составлению исторических справок по истории города, которые являются начальным этапом подготовки к построению экспозиций и выставок, представляют их научно-теоретическую основу. Экспозиционная работа в этот период характеризовалась новыми экспозициями в рамках установленных тематических структур. Выставочная работа отличалась большим количеством подготовленных выставок и их разноплановостью. Новой формой выставочной работы стали стационарная городская выставка "Сочи-вчера, сегодня, завтра" (ежегодно обновляемая фотовыставка на Платановой аллее) и традиционная выставка цветов и музейных предметов, посвященная Великой Отечественной войне (проводилась каждые пять лет с 1975 по 1990 г.). Среди стационарных выставок в музее выделялась выставка "Космонавты в Сочи" с материалами о пребывании космонавтов на курорте и принадлежностями системы жизнеобеспечения космонавтов (1979 г.). Здесь же практиковались совместные выставки с обществом книголюбов, клубом филателистов, фотоклубом, Сочинским отделом Географического общества. Комплектовался музей преимущественно за счет сбора документальных материалов по текущим событиям. Из-за нехватки помещений фондохранилищ практически не приобретались крупногабаритные музейные предметы.

Видовая башня

Посещаемость музея в 1985 г. составила рекордное количество - свыше 160 тыс. человек. Бурный рост посещаемости в 70-е-первой половине 80-х гг. объясняется, прежде всего, договорной системой с туристско-экскурсионными и санаторно-курортными учреждениями, а также тем обстоятельством, что посещаемость стала главным показателем работы музеев.

Зал музея

С 1973 г. стали практиковаться выезды автомузея в села Краснодарского края и Сочи. При музее работали клуб революционной, боевой и трудовой славы, клуб любителей природы, клуб интересных встреч и коллекционеров. Проводились уроки мужества и трудового героизма, устные журналы, дни спецобслуживания, тематические вечера, встречи с интересными людьми.

Во второй половине 80-х-начале 90-х гг. в связи с новыми процессами в развитии нашего общества музей пытался преодолеть все то, что лишало его своего лица. Положительные изменения коснулись комплектования фондов. На смену выборочному документированию истории, где находили отражение, как правило, только положительные факты и события, пришло время исследовать белые пятна, которые имеются по всем периодам истории Сочи. Сегодня в фондах хранится более 60 тыс. музейных предметов. В составе фондов 19 отделов по видам материалов.

В первой половине 90-х гг. в музее экспонировались выставки из музеев Тбилиси, Краснодара, Майкопа, Калуги, Сухуми, Калуша. Среди научно-просвегательных мероприятий выделяются дни национальных культур - славянской, адыгской, армянской, грузинской,-проведенные совместно с городскими национально-культурными общественными объединениями.

В 90-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция к снижению посещаемости из-за нежелания бывших партнеров заключать договоры на посещение музея, а также из-за резкого сокращения числа курортников и туристов, прибывающих в Сочи.

В 1986 г. в состав музея вошли два новых объекта, расположенные в отдельных зданиях: Музей "Дача певицы В. Барсовой" в Центральном районе и Этнографический музей в пос. Лазаревское, в которых были построены стационарные экспозиции в соответствии с современными требованиями. Однако собственное здание музея не отвечало типовым музейным нормам: в фондохранилище повышенная влажность, площадь экспозиционных залов не давала возможности развернуть полноценную экспозицию, отсутствовали помещения для научно-просветительной работы. Поэтому в 1988 г. была начата работа по проектированию пристройки к музею. Строительство началось в 1992 г., однако вскоре было заморожено. В 2000 г. дом № 29 по ул. Орджоникидзе был снесен, а музей переведен в здание по ул. Воровского, 54/11.

Коллектив музея

В связи с реконструкцией здания в начале 90-х гг. возникла необходимость разработки научной концепции музея. Учитывая особое место Сочи на карте рекреационных местностей России, к научному проектированию нового музея были приглашены специалисты из сектора музейного проектирования Российского института культурологии. Работая над документом, авторский коллектив сделал попытку радикальной модернизации существовавшей прежде музейной деятельности, переосмысления ранее стоявших перед музеем задач, формирования системы новых целевых ориентиров, поиска новых видов, способов и средств музейной работы. Главной в музее должна стать рекреационная функция, а все остальные функции должны играть хотя и важную, но подчиненную роль по отношению к ней. Музей в данном контексте выступает как одно из звеньев системы рекреационных отношений. Планируется создать систему экспозиций, которая включает главную и стационарные выставки: "Космос и дети", выставочный зал для сменных тематических выставок из коллекции музея, выставочный зал для выставок из других музеев. Музейные экспозиции должны играть роль фактора психологической разгрузки (релаксации), фактора восстановления душевного равновесия, обретения гармонии внутреннего мира человека, пробуждения высоких душевных порывов и творческих импульсов, духовного совершенствования. При этом главная стационарная экспозиция должна создаваться как аналог полноценного художественного текста, но специфическими музейными средствами, где значительная часть экспонируемых музейных предметов выступает в роли знаков-символов того или иного отношения авторов экспозиции к затрагиваемым в ней проблемам. В научной концепции определены основные направления развития и других объектов, входящих в состав Музея истории города-курорта Сочи: Музей "Дача певицы В. Барсовой", Этнографический музей в пос. Лазаревское, Национальный культурный центр "Усадьба причерноморского шапсуга" в а. Лыготх Лазаревского района.

Музей истории Сочи