Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 01:18
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Шапсуги
Шапсуги

Шапсуги, шапсыг, адыгэ (самоназвание) - субэтническая группа адыгов (черкесов), коренное население Северо-Западного Кавказа. Современная численность причерноморских шапсугов - около 10 тыс. человек. Живут компактно в 13 населенных пунктах Лазаревского района г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края. Около 40% шапсугов расселены в городской черте. Проживают также компактно в 4-х аулах Республики Адыгея. Имеют большую диаспору в Турции и на Ближнем Востоке. Говорят на диалекте адыгейского языка.

Первое упоминание о шапсугах содержится в турецком источнике 1725 г. без указания места обитания. В русских источниках первые сведения о шапсугах (в форме шапсо, сапсых) относятся к 40-м гг. XVIII в., в европейских-к середине XVIII в. (шапсик). Столь поздняя фиксация этнонима не означает, однако, что возникновение термина относится к тому же времени.

Этническое название "шапсуг", по-видимому, связано с гидронимом Шапсухо (река в Туапсинском районе). Этимологическое значение - "долина реки Ша". Константин Багрянородный (автор X в.) называет на побережье селение-общину Сапакси (Шапакси). Существует предположение о связи термина с шапсугской общностью.

Шапсуг

По вопросу формирования шапсугов высказано несколько точек зрения: 1) основу шапсугов составило абазинское население побережья, которое в результате языковой ассимиляции сменило родной язык на адыгский; 2) шапсуги стали известны благодаря значительным этническим и социальным изменениям в адыгском обществе XVII-XVIII вв. В результате этих процессов произошло возвышение шапсугов и натухайцев, покрывших своим именем известные ранее этнические названия жане, хегаков и др.; 3) шапсуги обитали в горах Северо-Западного Кавказа, долгое время были неизвестны и в источниках начала XVIII в. именовались "вольными черкесами". Практически все источники и исследователи подчеркивают родственные связи шапсугов с натухайцами. Действительно, в составе этих "племен" существовали общие родовые группы. Об этом же говорит известное в литературе прошлого выражение "шапсугские натухайцы". С шапсугами связано название "хакучи". В литературе XIX в. хакучами называли беглых из различных локальных адыгских групп. Жили они в верховьях рек Аше, Псезуапсе, Шахе. Хакучи этнически всегда составляли единое целое с шапсугами; язык их представляет говор шапсугского диалекта.

Связь с шапсугами имеет и этническая группа гуайе. В XVIII в. они были многочисленны и обитали в долине р. Псезуапсе и некоторых ближних рек. По свидетельству источников, гуайе слились с шапсугами, поэтому в первой половине XIX в. редко упоминаются как особое подразделение адыгов. В XIX в. они соединились с шапсугской фамилией Коблевых и впоследствии стали Коблевыми.

Шапсуги принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, а их предводителя - хана Девлет-Гирея взяли в плен.

Одним из наиболее ранних свидетельств о местоположении шапсугов принято считать документ 1743 г. В нем говорится о народе Шапсо, соседствующим с Абазой. Из контекста следует, что речь идет о приморских шапсугах из бассейна Шахе.

В 30-60-х гг. XIX в. большая часть шапсугов проживала на северных склонах Кавказского хребта между реками Адагум и Афипс (Большой Шапсуг), остальные - на Черноморском побережье от Джубги (или Пшада) до Шахе (Малый Шапсуг). На юго-востоке их аулы были смешаны с убыхскими. Весьма нечеткими были границы с натухайцами.

В первой половине XIX в. шапсуги были самой многочисленной группой адыгов. Литературно-исторические данные определяют их численность в диапазоне от 77400 до 370000 человек. Численность причерноморских шапсугов отдельно не зафиксирована. Однако обследование в 1897 г. бывших аулов показало, что Черноморское побережье было густо заселено.

Шапсуги, натухайцы и абадзехи в отличие от остальных адыгских этнических групп имели особое общественное управление, которое в литературе получило название "демократического". Оно было установлено в результате антифеодальных крестьянских восстаний XVII XVIII вв. Народное движение завершилось Бзиюкской битвой (Бзиюко зао), которая произошла в 1796 г. в урочище Бзиюк, в 19 км к югу от современного Краснодара. Следствием этих событий стало изгнание из края или вынужденный отъезд части дворян и лишение привилегий оставшихся. Важную роль в этих преобразованиях сыграли шапсугские "братства", которые были главной формой объединения крестьянских масс. С начала XIX в. и вплоть до окончания Кавказской войны (1864 г.) управление шапсугским обществом осуществлялось выборными старшинами. Важнейшие вопросы обсуждались на народном собрании - хасэ, решения которого имели силу закона. Источниками права являлись адаты (обычаи) и шариат (нормы мусульманского права).

Во время Кавказской войны шапсуги были одними из самых упорных противников России, принимали участие в военных операциях по разгрому укреплений Черноморской береговой линии в 1840 г. Видную военную и политическую роль в 30-60-х гг. XIX в. играли: Шеретлук Тугужоко Кизилбеч, Карабатыр Заноко, Мансур Хаудуко Шупако, Шамук Керуко Шупако, Шурухуко Тугуз.

Пасека

Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Различия в характере хозяйства, поселений и жилищ определялись в основном географическим положением территории. У причерноморских шапсугов существовало два типа поселений: хабль - поселение близких родственников и куадж - соседско-общинное многодворное поселение. Они имели свободную разбросанную планировку и тянулись вдоль рек на многие километры. Так, в долине р. Шахе находилось около 70 поселений шапсугов и их соседей убыхов. В XIX в. жилище шапсугов состояло из одной или двух комнат, имевших отдельный вход. Характерным было разделение дома на две половины. Мужская половина (в отсутствие отдельного строения) служила также гостевой комнатой (хачещ, кунацкая).

Ручная мельница

Причерноморским шапсугам издавна были известны основные системы земледелия - подсечная и чередование культур. Широко применялись удобрение, орошение и террасирование горных склонов. Горцы возделывали различные виды и сорта проса и кукурузы, пшеницы и ячменя, овес, лен и коноплю. Высокого уровня развития достигло садоводство. Шапсуги выращивали различные виды и сорта плодовых деревьев с применением обрезки и прививки. Большое место в хозяйственной жизни занимало виноградарство и виноделие. Основным видом хозяйственной деятельности у шапсугов было животноводство: разведение овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей, а также домашней птицы. В основе скотоводческого хозяйства лежала отгонная система. В хозяйстве значительное место занимало пчеловодство. Мед и воск являлись предметом торговли. Основу пищи составляли хлебные злаки, просо, кукуруза и мясомолочные продукты. Значительное место в рационе питания занимали фрукты, орехи, мед. Изобразительное искусство шапсугов носило прикладной характер, включая в себя резьбу по дереву, камню и кости, шитье золотом, плетение тесьмы и шнура, тканье галунов, тиснение по коже, ювелирное дело. В общественно-семейном быту сохранялись многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к гостю, старшим, женщине, общинная взаимопомощь. Основной формой брака у шапсугов было фиктивное похищение. Свадебное празднество носило общественный характер, сопровождалось ритуальными обрядами, танцами, играми, скачками, джигитовкой.

Активное проникновение ислама (суннитского толка) в Шапсугию приходится на первую половину XIX в. Он являлся в основном средством для организации сопротивления продвижению царских войск в период Кавказской войны. В конце XVIII-первой половине XIX в. для религии шапсугов было характерно смешение древних народных верований, христианства и ислама. Центральное место в ней по-прежнему занимали традиционные верования и обряды. Основными объектами поклонения были священные деревья, рощи и леса, почитаемые могилы, дольмены. Национальным памятником устного народного творчества адыгов является героический эпос "Нарты", включающий в себя песни, поэмы, легенды, сказания о богатырях-нартах. Традиция исполнения нартского эпоса наиболее полно сохранилась у шапсугов.

В 1989 г. было создано общество Адыгэ-Хасэ причерноморских адыгов (ныне Краснодарская краевая общественная организация "Общество Адыгэ-Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов"). Издается газета "Шапсугия". В Лазаревском районе с начала 90-х гг. действует государственный Центр адыгской культуры. В нескольких школах Лазаревского и Туапсинского районов преподается адыгейский язык.

Черкесский воин