Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 14:49
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 Сочи: Страницы прошлого и настоящего - Убыхи
Убыхи

Убыхи, пёх, апёх (самоназвание), сад - зуа (абх.), уббух (адыг.) - коренное население Северо-Западного Кавказа.

Самоназвание убыхов в письменных источниках не встречается. Существование этого термина подтверждается этнографическими свидетельствами начала XX в.

Отечественные исследователи убыхского языка считают, что этноним "пёх" зафиксирован раннесредневековыми источниками (V-VI вв.) в форме "Брухонт" (название реки в районе современного Сочи) и "брухи" (племя).

В середине XVIII в. убыхи известны под локальным именем вайпиг(х)а. Этот же источник называет прибрежное племя садаша (садша), говорившее, как считается, на убыхском языке. Позднее различные авторы указывают в тех же местах на убыхское общество Шаша, Шаши, Саше (русскоязычное Сочи).

В источниках XVIII в. убыхи в целом всегда упоминаются в форме адыгского названия народа уббух (в различных вариантах).

Еще в XVII в. была отмечена разноязычность убыхов-садаша. Отсюда - возникновение ряда версий об их этнической принадлежности. Большинство авторов первой половины XIX в. относили убыхов наряду с абадзехами, шапсугами (адыгами) и абазинами к черкесским (адыгским) племенам. В литературе этого периода использован и другой собирательный для названных общностей термин - "абаза". Современники отмечали распространение на побережье трех языков: черкесского, убыхского и абазинского при господстве первого. Вместе с тем известно о существовании у убыхов собственного языка. Лингвисты относят его к адыго-абазино-абхазской группе северокавказской языковой семьи.

В первой половине XIX в. Убыхия занимала территорию между реками Шахе и Хоста. На северо-западе к ней примыкали земли шапсугов, на востоке - абазин-джикетов (асадзуа, садзен). На северо-востоке Кавказский хребет отделял убыхов от адыгов-абадзехов.

В литературе существует деление убыхской территории на несколько частей: собственно Убыхию (верховья рек) и ряд независимых прибрежных обществ. Это - Субешх (низовья Шахе), Хизе (Якорная Щель, Беранда, Детляшка и Буу), Вордане (Хобза, Лоо, Дагомыс), Псахе (Псахе-Мамайка), Саше (Сочи, Бзугу, Мацеста) и Хамыш (Хоста). Первые четыре общества в литературе часто объединяются общим именем Вордане. Главное селение общества Саше (Сочипсы) находилось близ устья р. Сочи. В нем жила некогда крупнейшая фамилия Аубла (Аблагу).

Точная численность убыхов неизвестна. Авторы XIX в. приводят разные цифровые данные: от 9600 до 115000 человек.

Убыхское общество было классовым, феодальным, с большим присутствием патриархальных черт. Оно делилось на несколько сословий. Самой большой группой населения были свободные общинники. Высшим слоем убыхского общества была знать, пользовавшаяся в общественной жизни большим влиянием, чем дворяне причерноморских адыгов. К знатным фамилиям относились: Аблагу (на Саше), Берзек (Верхняя Убыхия, Субешх, Дагомыс), Чизымогуа (на р. Псахе), Дзешп (на Вордане), Хамыш (на р. Хоста). Самым многочисленным на всем побережье был род Берзеков. В конце 30-х гг. XIX в. он включал в себя 400 дворянских семей. Берзеки были тесно связаны с таким же знатным шапсугским родом Шупако (Супако) и составляли вместе одно из самых влиятельных братств. Несвободным населением были рабы и крепостные. Последние имели землю. Источниками приобретения рабов являлись военные действия, набеги, покупки, а также обращение в рабство судебным приговором. Пополняли ряды рабов и их потомки. Большинство пленных выменивалось сразу же на товары. Рабы применялись исключительно для домашних услуг. Число рабов в процентном отношении в Убыхии было в несколько раз больше, чем в Шапсугии и Абадзехии.

В середине XIX в. убыхи жили независимыми сельскими общинами. Управлялись как выборными старейшинами, так и представителями знатных дворянских фамилий (если они проживали в общине). Основными критериями при выборе старейшины были: большой род, зажиточность, красноречие, начитанность в Коране. Однако более всего учитывались преклонный возраст и жизненный опыт. Старейшина (тхамата) избирался от каждой сотни дворов или семей большинством голосов взрослых свободных мужчин, он возглавлял совет старейшин сотни и являлся судьей. Наиболее важные дела решались на общем собрании - хасэ. Сотни объединялись в общину. По свидетельству середины XIX в., вдоль реки могли жить до 200 и более сотен. Общины назывались обычно по имени реки (долины).

Убыхи

Традиционная материальная культура убыхов ничем не отличалась от шапсугской или абазинской: те же типы населенных мест, дворов, жилищ и хозяйственных построек. Разбросанность дворов, их ограды, деревянные или турлучные дома, глиняный пол, отсутствие потолка, навес перед домом, открытый очаг - все это являлось типичным для всего побережья.

Население занималось главным образом отгонным скотоводством и земледелием, в том числе садоводством и виноградарством, частично шелководством. Были развиты пчеловодство, различные ремесла. Огородничество, рыболовство и охота играли подсобную роль. Торговля была меновой. Обмен существовал между горной и прибрежной Убыхией, убыхами, абадзехами и шапсугами, а также с Турцией. Главными товарами из Турции были соль, шелк, сукно, металлическая посуда, дешевые ситцы, оружие, порох, свинец. Вывозили хлеб (в основном кукурузу), мед, воск, лес, звериные шкуры. Торговля рабами занимала важное место в экспорте убыхов.

Керендук Берзек

В первой половине XIX в. среди убыхов были распространены обычаи: экзогамия, трудовая взаимопомощь, кровная месть, уважение к старшим, гостю, усыновление чужеродцев, аталычество и др. В Убыхии был распространен ислам суннитского толка. Эта религия здесь внедрилась глубже, чем среди шапсугов и абазин. Прибрежные убыхи были более ревностными мусульманами, чем горные. Ислам значительно усилил свои позиции в Убыхии в 40-х гг. XIX в. в связи с экспансией России на побережье. В этих условиях он был воспринят как средство для объединения народа.

Однако ислам не успел полностью вытеснить древние народные верования убыхов. Они продолжали существовать, переплетаясь с ним. В Убыхии сохранялись традиции поклонения священным деревьям, рощам, жертвоприношения, некоторые праздники.

Декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, танцевальный и музыкальный фольклор не имели, по-видимому, существенных отличий от культурных традиций шапсугов и абазин.

Убыхи

Убыхи сыграли заметную роль в народно-освободительном движении на Западном Кавказе в XIX в. В 40-х гг. в союзе с шапсугами и натухайцами они вели активные военные действия против гарнизонов русских укреплений Черноморской береговой линии. Ими были взяты три форта (1840 г.). В 1861 г. убыхи, шапсуги, абадзехи и натухайцы создали государственное образование из 12 округов. Оно управлялось парламентом-меджлисом, называвшимся "Великое свободное собрание". Главным своим назначением объединение считало борьбу с колониальной политикой царской России. Из убыхов вышли известные военные и политические лидеры - Хаджи Исмаил и Хаджи Керендук Берзеки, Исмаил Баракай Дзепш и др.

Переселение

18 марта 1864 г. убыхи дали последний бой царским войскам в селении и у развалин старой крепости в устье р. Годлик (Лазаревский район). Вскоре, не получив разрешения остаться на родине, почти поголовно эмигрировали в Турцию, где подверглись ассимиляции. Немногие оставшиеся в родных местах семьи убыхов были выселены на Кубань, а затем во внутренние губернии России. В настоящее время в г. Сочи живут несколько потомков убыхов.