Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:36
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Декоративно-художественное лицо города-курорта

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИЦО ГОРОДА-КУРОРТА

Можно ли переоценить значение декоративно-художественного оформления и благоустройства для города в целом? Конечно, нельзя. А для города-курорта - тем более.

Вот с таких позиций содержания города и градостроительства всю жизнь я подходил к этой теме. Не только насколько удобна для сидения скамейка в парке, а достаточно ли красиво она смотрится; или насколько правдиво стилизован экзотический ресторанчик; или насколько современно выглядит по деталям (не говоря уже об архитектурном облике) новый санаторный комплекс; и очень многое в этом плане.

Каким бы ни был архитектурный шедевр, но если он загородил собой привычно смотрящийся с любой точки отрог Кавказского хребта или как-то не соответствует требованиям ландшафтной архитектуры, значит, ему не место в нашем уникальном городе, где главное - мать-природа, ей и должен служить архитектор.

Как прекрасно просматривается, например, с Ривьерского моста панорама главного Кавказского хребта с горой Фишт (высота 2.867 м), до которой по прямой 40 км, или гора Амуко (1.920 м), до которой 25 км. Но Амуко смотрится величественнее, потому что она ближе.

Как не вспомнить очеркиста М. Кольцова, который в 1930-е годы писал о Сочи: «Новый город должен дышать гармоническим единым архитектурным стилем, дополняя красоту моря, мыса, поворота, склона».

Когда объект в строительстве, уже трудно что-либо изменить. Все надо оценить на стадии проектирования, поэтому мы очень часто заставляли заказчиков и проектировщиков делать макеты сооружений и комплексов, изготавливать другие дополнительные наглядные материалы, чтобы предельно наглядно представить себе будущее сооружение со всех точек обзора.

Важно было, чтобы и рядовые граждане (не специалисты) могли судить об объекте на предварительном общественном просмотре. Кстати, частенько проект (макет) сооружения до официального просмотра выставлялся в наружной витрине помещения, расположенного в центре города. (Насколько приемлемо сегодня подобное в условиях абсолютной секретности текущего строительства и имени его хозяина?)

Авторы проектов не сопротивлялись этим «неуставным требованиям», ибо они имели честь творить в строящемся городе-сказке Сочи.

Вспоминается эпизод, связанный с установкой памятника В.И. Ленину. Его автор, 3. Зеленский, не согласился с нашими предложениями установить памятник лицом к Курортному проспекту, по которому двигались основные человеческий и транспортный потоки на курорте. «Пусть вождь смотрит на партийный дом, и там будут работать лучше. То есть он должен смотреть на здание Художественной галереи, где находится горком КПСС», - так говорил он. Как показала жизнь, он ошибся: горком переехал и совсем исчез, а нелепость в установке памятника осталась.

Поначалу не согласился автор с моим замечанием, что памятник с постаментом устанавливается занижено к окружающей обстановке. Долго мне пришлось уговаривать его выставить фанерный макет, чтобы проверить ситуацию в натуре. Действительно, макет подтвердил опасения, что памятник значительно занижен по высоте вместе с постаментом, и автор согласился со мной. Помню, он самолюбиво нахмурился, но подошел и молча пожал мне руку. Сегодня каждый может видеть художественную справедливость изложенного.

Каким изящным в 1970-х годах выглядел сквер напротив кинотеатра «Стерео» (автор В.Н. Кириченко) с его двумя цветочными «брачными» кольцами, символизирующими побратимство с французским городом Ментон. Но партийные бонзы пошли навстречу саморекламным притязаниям авторов тяжеловесного памятника Н. Островскому - расположить его в центре города. В результате сквер буквально исчез под бетонными плитами, а ведь недалеко от него на том же Курортном проспекте на расстоянии одной автобусной остановки, у «Театральной», уже была установлена стела Н. Островскому. Два памятника на одной улице? Кстати, сначала предлагалось установить этот памятник героическому писателю на возвышении у кинотеатра «Юбилейный» - в «пролетарской» части города с разворотом в сторону ул. Донской.

В октябре 2004 г. мне довелось побывать в Ментоне, посмотрел там бережно охраняемый «Сквер Сочи» на одной из центральных улиц города. Вспомнил, как мы в 1968 г. закладывали этот сквер с мэром Ментона. В 1973 году в нем установили мраморную доску с надписью:

Сквер Сочи
СССР
улица Юмели
Ментон 1968 г.
Инагурация 18.11.1973 г.
Par
м Воронков
мэр Сочи
м Пальмеро
мэр Ментона

Наши художники и архитекторы, патриоты города, многое привнесли во славу Сочи как международного города-курорта. Это они в 1950-70-е годы явились авторами прекрасных сооружений, это они украсили санатории, пансионаты, парки, это они активно участвовали в ежегодных планах декоративно-художественного оформления города.

Это их творческие работы многократно отмечались высшими знаками отличий на самых престижных форумах изобразительного искусства страны и мира!

Обрели себя у нас в городе старые и были найдены новые приемы работ: витражи, флорентийская и римская мозаики, керамика, ковка, металлическое литье, полированный бетон. В Сочи придумана пузырчатая пластмасса. Изделия из нее носят уникальный характер.

До зеркального блеска отшлифовали скульптуру «Пантера» В.А. Гуслева (на Приморской набережной) и его же «жеребят» и «туров» многие десятки тысяч отдыхающих, фотографируясь на память. Кого оставят равнодушными трогательные «медведь» и «лани» на Курортном проспекте работы П.П. Рочняка? Я видел улыбки у многих посмотревших на этих зверушек. Значит, в этом цель курорта достигнута, гости получили дозу положительной энергии!

Композиция «Мацеста» И.Я. Гуслевой стала визитной карточкой города-курорта, так удачно был найден образ девушки-горянки и целебной силы Мацесты. Прекрасны флорентийские мозаики в «Актере» и в дендрарии А.Н. Скрипникова и Н.С. Киселева.

Известен своими скульптурами и картинами А.Г. Тихомиров. Его работы и работы его талантливых жены Евгении и дочери Наталии достойно украшают многие учреждения, да еще на подходе талантливый внучок... Бескомпромиссный, скромнейший художник К.Н. Тропицин многого достиг, его творческий потенциал неистощим.

В сочинской символике особое значение, конечно, имеет герб города. Мне довелось возглавлять городскую комиссию по отбору герба из большого числа предложений, представленных на конкурс. Комиссия единодушно одобрила проект герба сочинских художников Е. В. Травиновой и М. А. Воротынцева. Елизавета Викторовна провела большую предварительную работу, изучая законы геральдики.

На сессии Городского совета 15 марта 1967 года председатель горисполкома Петр Игнатович Бажанов представил герб на утверждение. Сессия единогласно его утвердила. Сегодня он широко известен как блестящая композиция из следующих составляющих: солнце, море, снеговые горы, зелень с золотой пальмой и в центре - чаша с льющейся лечебной огненной водой (Мацестой) - это сердце курорта. Вокруг геральдической композиции - обрамление веточками чая и лавра и девиз герба: «Здоровье народу».

Можно гордиться тем, что в 2004 г. Геральдический совет при президенте России внес герб Сочи в Единый государственный регистр геральдических знаков Российской Федерации. Сделано это как единственное исключение из всех новых знаков регионов бывшего СССР

Сочинский художественный фонд обладает крупнейшей творческо-производственной базой на юге страны. Многие годы руководит ею талантливый директор Юрий Дмитриевич Прокатов, а это дело у него не простое - немало эмоциональной богемы в одном месте требует особого подхода. Я горжусь тем, что содействовал в этом плане развитию культуры в Сочи, всячески помогая творческим людям. Привлечь художественно талантливых людей в наш город было совсем непросто, однако необходимо. Горисполком уделял их бытовым условиям много внимания в 1950-70-х годах. Тогда определилась задача создать сочинский творческий коллектив градостроителей, способный не уступать приезжим «светилам».

Нам было на что ориентироваться из построенного в 1930-х годах. Взять тот же зимний театр, где использованы античные образцы греческого храма Парфенона. Автор проекта архитектор К.Н. Чернопятов с помощью В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха создали величественное здание с 88 колоннами, увенчанными коринфскими капителями. А 16-колонный портик главного входа в театр! Его фронтон венчают три фигуры, символизирующие живопись, архитектуру и скульптуру. Не случайно сегодня его широкая лестница достойно устилается дорожками кинофестиваля «Кинотавр»... Прекрасен фонтан санатория им. Орджоникидзе (автор И.В. Дзюбанов) с изображением веселого танца вакханок и сатира. В скольких известных фильмах он нашел свое место!

Работами лучших зодчих и художников СССР начинался Сочи-Мацестинский курорт, но они, как правило, приезжали к нам в командировку. А надо было при значительно возрастающих масштабах строительства обойтись своими силами, создать свой, СОЧИНСКИЙ, ЦЕХ архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров различного профиля. Эти наши сограждане являются ЗОЛОТЫМ ФОНДОМ города!

Вспоминаю, что в 1950-х годах у нас работал один скульптор Колобов (автор памятника М. Горькому). Мы гордились его работами, да было еще 2 - 3 художника.

По нашей просьбе приезжали в Сочи и оказывали тогда консультационную и практическую помощь многие корифеи искусства. Зураб Церетели награжден Ленинской премией за работы в Адлерском курортном городке и во второй очереди торговой галереи. По моей просьбе Эрнст Неизвестный консультировал нас по становлению сочинской программы малых форм. Даже великий Сикейрос заинтересовался Сочи.

Но это все были приезжие, а как привлечь в город творческих людей для постоянной работы?

Довелось мне тогда побывать в Париже, увидел там мансарды-квартиры (студии) художников, которые создавались за счет чердаков. Естественно, родилось желание такие же сотворить и у нас, что и сделали в домах-новостройках по ул. Воровского, в Заречном районе и в других местах. Благо тогда шло широкое жилищное строительство; творческим работникам предоставлялись персональные студии-квартиры.

Тогда же горисполком выделил помещения Союзу архитекторов, да и Клубу шахматистов на ул. Воровского. Добились специального постановления правительства о строительстве мастерских для Художественного фонда, помогали этому благородному делу за счет местных средств.

Декорирование города в случайно выбранных местах, спонтанно придуманной формой или настенным панно недопустимо. Необходима строго проверенная комплексная система, иногда не решаемая по срокам даже в течение года.

Предполагаемая тематика, направление работ на тех или иных улицах, кварталах, на крупном объекте становились предметом обсуждения в творческих союзах, городском художественном и архитектурном Советах. О предполагаемых работах извещалась городская общественность.

Очень помогла городу установившаяся практика гласного утверждения горисполкомом ежегодных «Планов декоративно-художественных работ» с указанием видов работ всех ведомств, организаций, даже частных домов, владения которых как-то выходили на общее городское обозрение. Предварительно осенью многочисленные группы в составе районных архитекторов, художников, озеленителей, владельцев объектов, участковых придирчиво осматривали улицу за улицей, дом за домом. Вот, например, пивзавод, облупленный фасад - вызывался руководитель: «Что будем делать?» А там просматривается покосившаяся халабуда...

В спорных случаях приглашались руководители районов, города. Предположим, нет денег, но Вы имеете честь жить и работать в международном городе-курорте. Давайте подумаем сообща, еще есть время до утверждения «Плана», и вместе назначим сроки исполнения. Многие вначале ссылались на отсутствие рабочих, фонда зарплаты, так называемого лимита подрядных работ. Тогда это было справедливо, но мне удалось организовать коммунальный трест «Благоустройства», который в соответствии с городским «Планом» включал декоративные работы в свой план. (Сейчас это легче - подрядчиков много.) Кстати, тогда это был единственный подобный трест во всей стране.

«План» издавался в виде книжечки в 500 экземплярах (да, да, столько людей было постоянно заинтересовано конкретно в эстетике и благоустройстве города) и не позже 10 - 20 октября направлялся для исполнения как обязательный городской документ. Для меня, руководителя города, этот «План» являлся той волшебной дирижерской палочкой, с помощью которой исполнялась стройная симфония благоустройства курорта.

Городские мастерские Художественного фонда и другие участники этого процесса имели возможность более рационально строить свою личную работу, в авральных случаях приглашались иногородние специалисты.

Дело масштабного городского декорирования мы поставили на поток, важнейшие работы выполнялись до начала курортного сезона. «Злачные» места в городе таяли буквально на глазах, не нужен был указующий начальствующий перст, отмечающий недостатки. Работала СИСТЕМА организации работ!

В 1970-е годы в связи с переездом горкома КПСС в новое здание освободилось ранее им занимаемое. По решению горисполкома это лучшее городское помещение по представлению А.Ф. Дебольской, начальника управления культуры, передали художникам для выставочных целей, хотя было 12 организаций, желающих его заполучить. Стало возможным организовывать художественные выставки даже международного уровня.

Мне, сочинцу, доставило большое удовольствие перерезать ленточку на открытии галереи в этом прекрасном здании. В свое время академик архитектуры Жолтовский проектировал его как выставочную галерею, расположив его так, что исключалось попадание через окна прямых солнечных лучей на экспонируемые картины.

При таких же обстоятельствах освободившееся здание КГБ на Курортном проспекте передали тресту «Благоустройства», который вместе с художниками, архитекторами производил многочисленные декоративно-художественные работы в городе-курорте (также очень много находилось претендентов на это помещение!).

Конечно, в городе устанавливались малые формы не только, так сказать, местного производства. Вот какая история произошла с фонтаном «Дружба», установленным в верхней части парка «Дендрарий». Это значительное произведение изобразительного искусства скульптора Богатырева изготовил Бескудниковский камнеобрабатывающий комбинат из белого литого камня по предложению кого-то из партийных руководителей. При этих разговорах оговаривалось место установки фонтана на площади напротив Зимнего театра (там, где сегодня проходит «Кинотавр» и прочее).

Конечно, горисполком на это пойти не мог и отказался платить, да, кстати, и денег таких не было. Так что части разобранного фонтана долго лежали, пока не удалось найти решение. Ответственный работник отдела культуры Совета министров РСФСР Ф.Ф. Харьков посодействовал через Художественный фонд РСФСР безвозмездной передаче фонтана в дар городу.

В ответ я подарил Федору Федоровичу красочную фотографию установленного фонтана с надписью: «Спасибо! Жители города не забудут Вашего подарка. Посетители парка будут любоваться прекрасным произведением искусства! Председатель горисполкома Воронков».

Большую помощь нам всегда оказывал Виталий Никитович Игнатенко, нынешний руководитель ИТАР-ТАСС. Он догое время работал журналистом в «Комсомольской правде», немало ездил по стране и миру. Многое видел. И мне было приятно услышать от него лестные оценки результатов строительства в Сочи города-сказки, города-сада. Такие оценки вдохновляли на дальнейшую работу. Кстати говоря, Виталий Никитович - сочинец. Его отец, Никита Прокофьевич, возглавял Управление внутренних дел г. Сочи, а мама, Полина Исааковна, работала учительницей, руководила Гороно.

Родители Виталия Никитовича Игнатенко очень многое сделали для города. Отец успешно боролся с преступностью. А мама (она, кстати, была моей соседкой по улице Кубанской) учила уму-разуму сочинских детишек.

В благоустройстве города очень большое значение имеет устройство тротуаров и всего, что связано с ними. Нам очень не хотелось, чтобы на курорте «красовались» асфальтовые покрытия однообразного серого цвета. Светлое, радостное настроение человека на отдыхе требует такой же новой светлой атмосферы вокруг него, отдыхающего от обыденности, повседневности.

Максимально возможными по тем временам путями мы уходили от типового, стереотипного воспроизводства каких-то проектов отдельных объектов, а также малых декоративно-художественных форм. Так, я запретил выдавать проекты наших автобусных остановок, каждая из которых имела особенный облик, для их строительства в других городах. Очень не хотелось печально известных «Черемушек», делавших города России однообразными и безликими.

В Сочи не так давно началась интенсивная реконструкция тротуаров, и сразу на многих улицах и даже на набережных всех районов появились довольно однообразные «современные» брусчатые покрытия. Заменяется тротуарная плитка, которая во многих случаях при правильной эксплуатации может еще служить и служить. Ей бы сто лет лежать, ее светлое многоцветье так радовало пешеходов - жителей и гостей курорта. Но пустили на тротуары автомобили, экскаваторы, складировали тяжеловесные грузы - и часть покрытия, служившего более 30 лет, вышла из строя, однако нарядного вида не потеряла.

Тогда же дело было так.

В начале 1970-х годов я вместе с главным художником города В.Н. Кириченко и управляющим трестом «Благоустройства» Г.А. Ворошиловым начал организацию производства цветной тротуарной плитки. Вот здесь пригодились мои знания и опыт работы по технологии приготовления бетона и раствора. Мы хотели создать плитку, которая смогла бы достойно украсить улицы, скверы, набережные расцветающего международного курорта. Была предложена технология ее изготовления методом виброуплотнения с применением цветного цемента.

Организовали цех по изготовлению плитки, искали пути ее совершенствования. Сочинцы помнят, что вначале не все гладко получалось, плитки были «скользкие», имелись другие недостатки. Отечественный декоративный цемент не давал должного эффекта, первые метры тротуаров отличались блеклостью. Но новаторы цеха совершенствовали производство плитки и способы ее укладки, на опыте учились сами и учили строителей новому делу и осторожно, очередями, внедряли на улицах. Проверяли на практике светоустойчивость, морозоустойчивость, истираемость, износоустойчивость. Нашли возможность получения английского цветного цемента, и улицы с этой плиткой нарядно «заиграли», город буквально преображался.

Такая плитка была первой в Союзе. Помню, мэр Москвы В.Ф. Промыслов обратился с просьбой выделить несколько тысяч квадратных метров для благоустройства территории возле строящейся гостиницы «Россия» в центре столицы.

Возникали планы совершенствовать «сочинское» надежное, проверенное опытом плиточное производство, отрабатывалась технология механизированной уборки и промывки улиц, тротуаров, дорожек с помощью большой и малой тротуарно-уборочной техники.

В комплексных планах декоративно-художественного оформления города-курорта цветным тротуарам и дорожкам отводилось далеко не последнее место. Тротуары одной улицы на своем протяжении должны были иметь несколько окрасок по определенной цветовой гамме.

Казалось бы, что новое должно быть гарантированно лучше старого. Конечно, многие наши улицы давно ждут ремонта, но надо ли производить его аврально, в ущерб качеству, не заботясь о внешнем виде покрытий, их долговечности?

Не лучше ли возобновить сочинское производство тротуарной плитки? Еще живы специалисты того времени, сохранилось оборудование. Как легко сегодня получить любые декоративные цементы и наполнители!

Главный художник города, авторы-архитекторы будут всегда иметь возможность заказать ту или иную расцветку и форму плитки, они получают огромную палитру художественного оформления города и территории строящихся объектов.

Художественным советом рассматривается и утверждается комплексный проект сквера или развертки основных улиц, где будущий тротуар гармонично вписывается в обстановку фасадов зданий, в первую очередь учитывается цвет цоколя зданий, расположение будущих древесных и кустарниковых посадок и прочие обстоятельства.

Естественно, теплый цвет покрытия приморской набережной, где могут ходить босиком, не должен быть таким же, как цвет проезжей части тротуара и так далее. Но нельзя же вот так, под одну гребенку!

Восстановление былой мощи строительной индустрии также является приоритетной городской задачей. Конечно, надо совершенствовать производство брусчатки и в Сочи, но с учетом особых требований города-курорта. Работать не с позиций «применяйте, что имеется», а с позиций творческого пожелания автора, архитектора, с позиций целесообразности.

В последние годы во многих европейских парках отказываются от твердых покрытий дорожек в парках и скверах, предпочитая применять оптимальные смеси, более отвечающие самому духу жизни зеленых насаждений в городских условиях. Так поступили в «Королевском парке» Афин, в скверах Барселоны, которые мне недавно довелось увидеть. Все лучшее из мировой практики должно появляться на наших тротуарах и дорожках, благо есть возможность выбирать.

Необходимо обобщить многолетний опыт прошедших лет, ввести в действие местные законодательные акты, препятствующие варварскому отношению к курортному благоустройству, в том числе и к тротуарам, дорожкам, к аллеям... (на основе опыта города-курорта).

Конечно, ни в коем случае нельзя отвергать применения новых материалов, однако целесообразно делать это с учетом сказанного.

К сожалению, сегодня не используются наработанные организационные методы широкомасштабных декоративно-художественных работ в городских объемах. Ультрасовременные рекламные щиты огромных размеров, рекламирующие субтропические красоты, фактически закрывают натуру этих красот. Даже приморская зелень в этой рекламе подается, видимо, с позиций другой «зелени»... Чувство меры потеряно, господствует безвкусица.

Согласно ли ГАИ с установкой щита-великана с непрерывно мелькающей информацией в самом напряженном участке площади напротив рынка, когда водители просто вынуждены смотреть не на дорогу, а на обнаженных дам на экране?

Безусловно, для города-курорта необходим хорошо продуманный, комплексный, квалифицированно разработанный «План декоративно- художественного оформления» на каждый год. Творческие силы и материальные возможности для этого имеются в избытке.