Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 01:17
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Единое информационное пространство города Сочи

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЧИ

Эта глава является изложением одного из новых предложений. В 1976 г. были начаты работы по созданию АСУ города Сочи (автоматизированной системы управления городом-курортом Сочи).

Цели и задачи: организация реализации предложений по созданию общегородских компьютерных программ, что позволит начать этап борьбы с бюрократией, волокитой, а также:

а. Упростить условия организации быта сочинцев, в первую очередь малоимущих, пенсионеров, а также создать лучшие условия для предпринимательской деятельности и оформления операций по частной и государственной собственности. Сократить время стояния в очереди к различным чиновникам, постепенно добиться ликвидации этих очередей.

б. Создать лучшие условия работы для инвесторов, приносящих инвестиции в экономику города-курорта. (В частности, улучшить обстановку по сбору исходных данных для застройщиков, упростить «прохождение» земельных дел, упростить процедуры оформления различных правовых документов; улучшить инвестиционный климат в городе.)

в. Содействовать большей прозрачности в хозяйственной деятельности, в первую очередь связанной с использованием земли и другого имущества в г. Сочи.

г. Поддержать заявление президента В.В. Путина от 8 декабря 2003 г. «считать важнейшей государственной задачей борьбу с бюрократизмом».

Реализация предложений по программе «в одно окно» потребует значительного улучшения организации и уровня управленческой работы во многих городских и районных организациях г. Сочи, повышения профессиональной подготовленности персонала (в первую очередь руководителей).

Разработка и внедрение управленческих компьютерных программ в организациях и учреждениях сегодня являются первоочередными задачами. Это стало необходимым звеном в цепи организации общегородской программы единого информационного пространства города Сочи.

Многие организации сегодня имеют компьютеры (и в больших количествах), но частенько используют их только как пишущие машинки. В то же время объединенная налоговая служба, к примеру, уже представлена системой из 346 компьютеров, начата работа по регистрации новых частных организаций по принципу «в одно окно» в срок до 5 дней. Подготовлены в этом плане сочинские банки. В Сочи был пример, когда задействованная программа МРЭП № 1 и № 6 выдавала справку по системе «в одно окно» за 7 минут. К сожалению, эта работа не была завершена.

Содействовать улучшению условий при оформлении гражданами своих бытовых вопросов (делать так, чтобы было удобно посетителю- горожанину, а не приспосабливаться к удобству и выгоде чиновника). Иметь в помещениях приема посетителей (при свободном обозрении):

1. График работы чиновника (дни и часы);
2. Стоимость (ценник) производимых услуг;
3. Сроки исполнения запрашиваемых просьб (непосредственно при приеме или же с учетом времени получения необходимых дополнительных данных);
4. Список документов и материалов, необходимых для рассмотрения тех или иных просьб;
5. Номера телефонов чиновников для возможного предварительного выяснения условий и обстоятельств приема посетителя;
6. Образцы заявлений и др. документов для приема чиновником по часто повторяемым операциям;
7. В местах масштабного приема посетителей необходимо иметь платный ксерокс.

(Мои статьи по теме «в одно окно» опубликованы в «Черноморской здравнице» от 17 сентября 2003 г. и в «Вольной Кубани» от 4 декабря 2003 г.)

Чиновничий беспредел в наше время достигает, кажется, своего апофеоза. Все увеличивающаяся армада чиновников, выдающих различные справки и как-то решающих наши бытовые дела, кажется, вот-вот проглотит любую суть дела. Очень правильно наш президент В.В. Путин в своем первом выступлении после выборов 8 декабря 2003 г. назвал важнейшей государственной задачей борьбу с бюрократизмом. Это гигантски разросшаяся опухоль ставит под сомнение успех преобразований в России. Президент также на первой сессии новой Думы призвал депутатов в первую очередь делать все для людей, добиться «видимого, ощутимого процесса улучшения условий их жизни».

Разве можно дальше так жить? Не хватает не только денег, не хватает времени, нервов и здоровья, чтобы устроить свой быт.

Действительно, чтобы решить какой-то один вопрос, сегодня в различных управлениях, отделах, организациях надо получить множество справок, количество которых составляет иногда многие десятки.

А получить их, эти справки, ох, как не просто! Те организации, которые их выдают, находятся в разных местах, иногда в разных районах (!) города. Часы работы этих организаций для посетителей определены каким-то «туманным» образом. Видимо, специально - чтобы было неудобно населению.

Как много нареканий в адрес МРЭПов, Управления социальной защиты, Комитета имущества, БТИ, в адрес структур, ведающих землей... Во многих организациях виден низкий профессиональный уровень их руководителей, который не отвечает современным техническим возможностям в системе управления, в частности с использованием компьютеров.

Вот и приходится метаться по многим адресам от улицы Гагарина на Бытху или на Парковую, Навагинскую и т.д., да еще при наших автопробках, ценах за проезд, да пожилым и больным... Не говорю сейчас о состоятельных людях (все-таки они являются далеко не большинством населения), способных решить эти трудности за деньги...

А многодневные очереди в различных домоуправлениях и их подразделениях? Эта изнуряющая, бессмысленная трата времени на стояние в очередях уносит часть жизни... Теперь нет очередей за товарами в магазинах, так создали их в организациях, выдающих справки. Даже для того, чтобы заплатить свои живые деньги за воду-канализацию, за электроэнергию, за газ, надо выстоять очереди.

Очень многие испытали на себе, например, «прелести» оформления прав собственности на землю, на домовладения, на квартиру. При этом следует учесть, что срок действия определенных справок устанавливается на 10-15 дней, а если ты не успеваешь за этот срок? Значит, по новой? Конечно, можно и «ускорить» сроки прохождения справок. И тогда все опять упирается во взятки, в подарочки и т.д.

Словом, работает бюрократический аппарат пока плохо. Недавно мне довелось хлопотать по пенсионному делу - так доходило до того, что одну и ту же справку требовали в одной организации для одного и того же дела сразу в трех кабинетах, находящихся в одном помещении, буквально через стенку! Затем эти многочисленные справки подшиваются в пухлые папки и через несколько месяцев сжигаются. Вся перечисленная «работа» требует огромной армии чиновников, уже во много раз превышающей штаты муниципальных организаций 1970-х годов.

Такая «организация» работы является результатом низкой квалификации работников, не использующих современные технические возможности или сознательно сохраняющих «для себя» существующий порядок.

Организация канцелярской работы во многих организациях города требует переосмысления ситуации, в первую очередь, со стороны всех руководителей, обязанных идти в ногу с техническим прогрессом.

Эти «прелести» получения справок некоторыми считаются уже чуть ли не неизбежным злом, мол, иначе и нельзя.

НО ЭТО НЕ ТАК!

Если проанализировать характер запрашиваемых справок, то ясно видно, что их содержание повторяется, и они в основном выдаются муниципальными организациями или другими учреждениями, так или иначе находящимися в орбите влияния мэрии города.

Совершенно естественно, что в наше время с применением компьютера, модема и Интернета это дело может быть упрощено. В настоящее время даже денежные документы скрепляются электронной подписью, полностью сохраняется конфиденциальность информации.

Перечислю некоторые часто запрашиваемые справки:

- о месте постоянной регистрации;
- о составе семьи;
- характеристика принадлежащего имущества (квартира, домовладение);
- характеристика личного или арендуемого земельного участка;
- о получаемой пенсии;
- о получаемой зарплате;
- о состоянии здоровья;
- и многие-многие другие...

Сегодня можно осуществить программу сбора всей информации в едином центре, что даст просителю возможность получить требуемое в одном месте за минимальную плату, без посещения многочисленных организаций. При этом сроки получения окончательного решения вопроса самые минимальные, и они должны быть четко определены и объявлены с указанием стоимости проведенной работы.

Внедрение этой программы позволит освободиться от очень многих чиновников, а сэкономленную зарплату направить на социальные нужды и, частично, добавить в зарплату оставшимся работникам.

С 2004 года многие жители столицы получают так называемую «электронную карту москвича». В ней отражены все его данные, отвечающие на вопросы городских департаментов (а их более 30). Простое нажатие кнопки компьютера позволяет чиновнику департамента получить необходимую справку-информацию по просьбе горожанина в пределах рамок этого ведомства (по состоянию дела на текущую минуту). Делается это быстро, за очень невысокую плату и без хлопот, и никто не имеет права требовать какие-то дополнительные сведения, не определенные регламентом.

Предлагаемое давно осуществлено в ряде городов и регионов России.

Наверное, уместно вспомнить, что еще в 1970-х годах мы организовывали АСУ г. Сочи (автоматизированную систему управления). Да, да... Тогда еще не существовало у нас компьютеров, а были очень громоздкие счетные машины объемом с комнату, но такую систему вместе с 5-ю городами СССР мы создали. Построили для этих целей рядом с мэрией здание ЦСУ (ныне его занимает общество «Дория»), создали централизованную торговую и автобухгалтерии на улицах Орджоникидзе, Горького. Всего намечалось централизовать 11 отраслей курорта, в том числе строительную, курортно-бальнеологическую, туристическую и т.д.

Мне довелось на склоне лет овладеть компьютером, работать в интернете, и я на себе прочувствовал большие перспективы их практического применения.

Необходимо восстановить идею «в одно окно» также в строительной инвестиционной работе в Сочи, и у нас в этом плане есть большой опыт семидесятых годов. Тогда Сочи имел хорошую репутацию города, где было легко строить любому заказчику, ибо «царил» очень благоприятный для этого климат.

Хочется вспомнить, что в 1970-х годах в сочинском горисполкоме мы специально разработали и осуществили жестко установленный порядок (единый для всех) работы с заказчиками, желающими что-либо построить в Сочи. Устанавливался срок не более 45 дней на отвод участка (или аргументированный отказ в этом отводе с указанием причин). Также устанавливались очень короткие сроки для согласования ведомствами исходных данных на проектирование по отводимому участку (водоканал, Сочиэнерго, ГАИ, отдел лесопаркового хозяйства, пожарная служба и пр. и пр.). Последние вначале не укладывались в предлагаемые сроки. Тогда был установлен один день в неделю (среда) для этой работы. При этом представители согласующих организаций и заказчик встречались в здании горисполкома на 3-м этаже и производили согласование (так сказать, «под надзором»). При расхождении сторон - приглашался зам. председателя горисполкома для «арбитражного рассмотрения» и принятия решения. В особо тяжелых случаях вызывали меня как председателя для окончательного «вердикта». Городские требования были ясны и прозрачны (как говорят сегодня) для всех желающих что-то строить на курорте.

Такой порядок очень упростил для заказчика составление проекта сооружения, строить в городе стало проще. Не скрываю, что мы «облагали» заказчиков большими сопутствующими затратами на развитие сетей, дорог. Мы обязывали их вести противооползневые берегоукрепительные и другие общегородские работы. Доходило до того, что заказчики компенсировали затраты на жилье учителям, медицинским, коммунальным работникам. (Это так называемое долевое участие составляло до 30 - 35% от сметной стоимости строительства!) Все это делалось открыто при усредненном подходе ко всем заказчикам, вне зависимости от ведомства и не вызывало протеста.

Такой порядок гарантировал заказчикам короткие сроки строительства и обеспечивал большой приток дополнительных инвестиций. Не случайно в 1970-х годах вводилось, в частности, в эксплуатацию более 230 тыс. кв. м жилой площади в год по всем источникам финансирования. Авторитет города стал работать на его инвестиционный климат. Сегодня прекрасная новая техническая обстановка, и есть возможность эту работу по сбору исходных данных для населения города, для нового масштабного строительства значительно упростить, привлечь новых инвесторов, облегчить нелегкий быт многих сочинцев.

Во всех этих делах нужна грамотная организационная работа Администрации города, Городского Собрания.

Инициативная группа по реализации городской программы «В одно окно» предлагает:

1. Просить Администрации города и районов, Городское Собрание рассмотреть вносимые предложения по организации городских программ «В одно окно» и «Социальная карточка сочинца» и мер по улучшению организации приема граждан в учреждениях города и принять соответствующие решения.

2. Просить организовать проверку обоснованности расценок на услуги (справки), оказываемые населению и учреждениям по часто повторяемым видам работ в соответствующих организациях.

3. Согласиться с предложением об учреждении структуры «Открытый город» как технического органа по реализации предлагаемых программ в Сочи.

4. Просить средства массовой информации обеспечить информационную поддержку во внедрении указанных программ в организациях и учреждениях г. Сочи.

5. Поддержать призыв президента В.В. Путина считать борьбу с бюрократизмом важнейшей государственной задачей и его заявления на 1-й сессии новой государственной Думы о том, чтобы добиться для людей «...видимого, ощутимого процесса улучшения условий их жизни».

6. Считать утверждение программы «В одно окно» в г. Сочи практическим техническим этапом по осуществлению этой задачи.

7. Пригласить руководителей и коллективы учреждений и организаций города принять участие в работе по совершенствованию своей системы управления, а также по созданию городских программ «В одно окно» и «Социальная карточка сочинца».

8. Пригласить руководство различных партий, общественных организаций и союзов принять участие в этой работе среди населения, а также в коллективах и организациях, считая ее этапом борьбы против бюрократизма, оказывать этой работе общественно-политическую и организационную поддержку.

В первую очередь нуждаются в этой поддержке пенсионеры, которых у нас в городе 125 тысяч человек.

Начальные предложения к вопросу о получении средств на проведение программ «В одно окно» и «Социальная карта сочинца».

Все возвратится сторицей, и не только материально, но и духовным, нравственным приростом.

1. Получение выгодного кредита, поскольку речь идет о социально направленных программах. Все услуги, произведенные с помощью этих программ, являются платными, и это обеспечит в определенные расчетные сроки возврат затраченного.

Грамотно составленный бизнес-план позволит априори выявить состоятельность этого предложения в сроках исполнения.

2. Бюджетные и целевые поступления. Имеются различные фонды - их также надо найти и использовать.

Организации и учреждения имеют возможность настоятельно испросить (при поддержке городских властей) помощь от вышестоящих органов для этой целевой работы.

3. Просить руководство Москвы шефски произвести определяющий блок работы в общегородской компьютеризации. Они имеют готовые программы, специалистов, и сочинский объем работ для них не сложен. Учитывая особый уровень отношений Москва - Сочи, это вполне приемлемо!

4. Для финансирования работ в органах социальной защиты (первоочередные объекты) можно просить наших предпринимателей, различные Фонды и другие организации целевым порядком помочь. Кто-то окажет поддержку деньгами, кто-то - аппаратурой, а кто-то - работой своих специалистов.

Надо «сброситься» всем миром и вытащить наших пенсионеров и всех жителей из коридоров-очередей, этим продлить их активную жизнь, уберечь от поборов на справки в разных организациях, от стояния в очередях для уплаты коммунальных и прочих платежей.

5. В ассигнованиях и статьях расходов, направленных на учебу кадров, предусмотреть акцент на компьютерную составляющую подготовки.

Аттестации руководителей всех уровней (особенно высшего звена) производить с учетом этих знаний.

Сегодня руководителем может работать только знающий человек, и он лично многое может сделать для решения перечисленных задач.

Программы «В одно окно» и «Социальная карта сочинца» имеют три основных направления по содержанию работы и по срокам исполнения:

I. По управлению социальной защиты, по организации оплаты за коммунальные и другие услуги, по организации работы МРЭПов, БТИ и других учреждений в сфере непосредственного муниципального подчинения с использованием «Социальной карты сочинца».

II. По группе учреждений, задействованных в сфере оформления имущественных отношений, типа продажа-покупка домовладений, квартир и пр.

III. Программа «В одно окно» решает для потенциальных инвесторов задачу по сбору исходных данных для строительства различных объектов.

Некоторые выводы инициативной группы

Коммунальное хозяйство:

В Сочи сложилась печальная практика оплаты платежей за жилищ- но-коммунальные и прочие услуги. Для того чтобы эту оплату произвести, надо обязательно выстоять очередь, да еще в разных местах. Организация многочисленных видов оплаты (например, за электроэнергию, воду-канализацию, тепло, телефон и т.д.) сегодня в прямом смысле отнимает у горожан часть жизни.

В то же время в России ряд городов уже несколько лет имеет единые городские системы платежей за эти услуги, что позволяет избежать очередей. При этом осуществляется прием не только наличных платежей, но также платежи по банковским картам (в том числе в банкоматах), платежи через интернет и даже с мобильного телефона!

Так, система «ГОРОД» работает в Новосибирске с 1999 г., и все поставщики коммунальных услуг (энергосбыт, водоканал, теплосети, сотовые компании Би Лайн, МТС, Сотел, страховые компании и т.д.) получают платежи по этой системе. Здесь программное обеспечение СИСТЕМЫ «ГОРОД» установлено на 260 местах в пунктах оплаты Сбербанка, телеграфа, почтамта, в 16 коммерческих банках. Никаких очередей нет, жители охотно несут свои наличные за оплату услуг.

Ежедневно через СИСТЕМУ совершается более 50.000 платежей. Примерно то же имеется в г. Новокузнецке и в других городах.

Градостроительство и создание условий для решения задач перспективного развития города-курорта Сочи:

Важнейшей задачей является создание и поддержание в рабочем состоянии электронной карты города (эта задача сложна и может выполняться поэтапно), что весьма важно для работы по Генеральному плану и другим планировочным материалам.

Карта должна представлять собой геоинформационную систему (ГИС) с различной степенью детализации и доступа к ней.

Ее основные элементы:

топографическая карта; кадастровая карта земель;
карта расположения строений (жилых, нежилых, промышленных) с их техническими паспортами;
каталог планов строений с привязкой к карте;
карта энергетических коммуникаций;
карта коммуникаций связи;
карта коммунальных коммуникаций (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газификация);
транспортная схема с подробной характеристикой проезжей части;
карта электромагнитных частот с зонами покрытия;

Здравоохранение:

Существующая система оказания лечебных услуг населению громоздка и низкоэффективна из-за крайне слабого информационного обеспечения работы.

Организации городского здравоохранения (а их около 60) крайне неудовлетворительно обеспечены оргтехникой, необходимо обучение медперсонала среднего и старших возрастов. Необходимо разработать целевую программу информатизации здравоохранения г. Сочи, с реализацией в несколько этапов. При этом предусмотреть:

1. Разработку специализированного программного обеспечения для городской системы здравоохранения;
2. Выбор площадки для апробации программы;
3. Начать поэтапную информатизацию, определив очередность работы.

Не организована система заказа и предоставления требуемых лекарств больному (бесплатно для категорий, за счет субсидий).

Организация социальной защиты населения:

Эта сторона нашей жизни особенно нуждается в улучшении ее организации, а ведь всем «прелестям» организации ее сегодняшнего состояния подвержены 125 тысяч сочинских пенсионеров, да еще многие тысячи готовящихся пополнить их ряды. Несогласованность работы различных органов в работе этой службы никак не оправдана. И в то же время только в УСЗ центрального района имеется более 50 компьютеров, работающих асинхронно.

Одной из первоочередных задач в этой области является создание службы (центра) субсидий на основе управления социальной защиты населения с единой электронной базой данных льготников. Это позволит оперативно реагировать на просьбы малообеспеченных слоев населения о предоставлении субсидий на оплату коммунальных и других услуг. Решение о создании такого центра было принято городским собранием еще в 2000 году!

Следует ожидать большого сопротивления внедрению программ «В одно окно», «Единое информационное пространство г. Сочи» со стороны определенных кругов чиновничества. Ссылки на отсутствие средств, подготовленных кадров и прочего следует считать несостоятельными.

Противостояние бюрократии надо преодолеть в интересах абсолютного большинства населения и предприятий г. Сочи.

В 2003-2004 гг. была создана инициативная группа по организации программы «Единое информационное пространство г. Сочи». 24 февраля 2004 г. я был избран руководителем этой группы. Мы провели «круглый стол» по указанной теме с участием весьма авторитетных горожан, опубликовали материалы по ее работе в городских и краевых СМИ.

К сожалению, практические работы в этом плане в нашем городе не проводятся.

Программа «Орлиный полет», велосипедная (автомобильная) гоночная трасса (неосуществленные предложения)

В начале 1970-х годов мне довелось увидеть в Кисловодске канатную дорогу на Красные Камни, одну из первых пассажирских дорог в стране. Естественно, захотелось иметь нечто подобное и в Сочи. Предложил руководству дендрария спроектировать дорогу у себя на территории парка.

В Сочи таких специалистов не было, договорились с кисловодским специалистом, пригласил его в Сочи, помог с квартирой. Новое дело шло трудно, но построили и старались делать лучше, чем в Кисловодске. Башни-опоры высотой 30 м делали не типовыми, а по проекту авторов, выявленных на конкурсе; цветастые вагончики заказали в Чехословакии.

Ведомство, отвечающее за безопасность движения на правительственной трассе - Курортном проспекте, - категорически потребовало размещения опоры в месте до Курортного проспекта. Высказывались такие сомнения: «Вдруг на голову кому-нибудь упадет вагончик!» Мы строили так, что вагончики не падали. Нам очень хотелось, чтобы многие тысячи проезжающих по трассе видели эти плывущие над ними в небе вагончики-гондолы, и у них возникало желание побывать здесь вновь.

Сегодня мне очень приятно видеть, что эта «канатка» весь световой день непрерывно работает, тысячи гостей любуются трассой, а финансовый доход от нее крепко поддерживает дендрарий.

Из числа неосуществленных моих задумок остался проект канатной дороги на гору Ахун, строительство которой начали в 1977 г.