Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 14:48
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Энергообеспечение города-курорта

ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДА-КУРОРТА

Энергообеспечение города или региона является важнейшим фактором, обеспечивающим условия его развития. В городе после войны работали энергопоезд, дизельная стация, вводилась в строй Краснополянская ГЭС. Было много ведомственных генерирующих устройств, но электричества катастрофически не хватало.

Кроме того, в начале 1970-х в Сочи в связи с огромным строительством все больше накалялась экологическая обстановка, сотни и сотни труб вновь построенных котельных, коптя сутками, ухудшали санитарное, экологическое состояние воздушного бассейна. Тогда главной задачей развития города-курорта считалось обеспечение нужд курорта электроэнергией. Нужды потребителей (организаций и физических лиц) на то время значительно ограничивались жесткими лимитами. И эту важнейшую проблему мы старались решить всеми способами и силами.

Первостепенной на то время в плане энергообеспеченности города-курорта мне представлялась задача по обеспечению подачи экологически чистого, дешевого природного газа без лимитов, по потребности. Эта мысль, естественно, не выходила из моей головы. Есть проблемы и вопросы малые, средние, но для мэра задача обеспечения города энергией - это сверхзадача!

Только представьте себе сегодня, что каждую котельную дома, школы, больницы, детского дома надо было бы обеспечивать углем или мазутом и для этого получить вагон с предоплатой. Что было бы с курортом? Курорта бы не существовало!

А тогда было худо, например, в моем 9-квартирном доме на ул. Кубанской работала котельная, отапливавшая 3 дома. Уголь завозили марки «штыб», чуть ли не пыль, да кочегары - люди, как правило, известной кондиции... Дождливой промозглой зимой холодно, ребенок плачет, а кочегар с бутылкой не расстается... Мы, жильцы, ночью встаем, идем к нему в подвал: «Ты хоть покажи, где задвижки», - шуруем кочергой. А таких котельных в городе были многие сотни!

Горисполком многократно обращался во все правительственные инстанции с просьбой решить задачу газификации, чтобы обеспечить наши котельные газом (а это еще и тепло, и горячая вода в квартирах, да и газ на кухнях). Добились даже распоряжения правительства СССР о приезде в Сочи специальной комиссии с участием Госплана по этому вопросу.

Однако вердикт комиссии был неутешителен: тянуть природный газ из Ростова далеко, очень дорого, выделяем городу 28,5 тысяч вагонов угля и мазута в год, этим и живите. Больше к нам по этим делам не обращайтесь.

Через 3-4 месяца после отъезда комиссии мне на глаза попалась заметка в газете «Известия» о том, что под Майкопом разворачиваются работы по Самурскому газовому месторождению. Это уже не Ростов, а ближе, так сказать, через горку. (Правда, горка - это главный Кавказский хребет.)

Приглашаю М.Е. Гиллера, председателя Горплана, прошу подготовить документы для поездки в Москву в связи с новыми обстоятельствами. «Да ты что, правительство только что отказало?» «Вопрос не мой личный, а городской, так что поеду». В первую очередь в Госплан СССР, рассчитываю на поддержку К. Н. Байбакова и его первого зама - В.Я. Исаева. И не ошибся - поддержали. Но было поставлено 2 условия: достать трубы и договориться с подрядчиками, с чем я сразу же по молодости и горячности согласился, взял обузу себе на шею.

По трубам Исаев тут же подсказал: иди к директору Уральского трубного завода Я.П. Осадчему, он, кстати, сейчас здесь, в твоей же гостинице «Москва». Нашел его номер, вхожу - вижу хозяина и немного разыграл: бух на колени - «Отец родной, помоги Сочи...» Ну, в общем, познакомились, посмеялись, поговорили, договорились...

Яков Павлович любил Сочи, он был патриотом нашего города. Мы содействовали коллективу трубников в получении дополнительных санаторных путевок, оказали другие услуги. Применили принцип: «Ахун за чугун» - трубы пошли! А ведь потребовалось 220 км на трассу да еще 52,5 км на внутригородские разводки 1-й очереди, к тому же в условиях моратория, который объявила Германия, как раз в это время отказавшаяся поставлять газовые трубы в Россию!

Договорились также с подрядчиками, строителями газопровода, они получили поддержку города по всему ходу строительства. Многие транспортно-монтажные работы обеспечивались вертолетами из Адлерского аэропорта, к работам на газопроводе подключались различные специалисты из сочинских организаций, газовикам оказывалась широкая шефская помощь. Председатель Лазаревского райисполкома Н.Д. Сушков очень многое сделал для газопровода, в дальнейшем активно подключился к этой работе зам. председателя крайисполкома Г.А. Варакин - у ряда районов Кубани, Адыгеи также возник интерес к этому газопроводу.

А работать было над чем. До сих пор тупиковая газовая трасса Самурское - Сочи считается самой сложной в России по рельефу местности и самой дорогой по затратам на эксплуатацию. В гористой местности эту линию большого диаметра надо было тянуть 220 км, пройти 400 естественных преград через реки, преодолевать другие преграды при помощи дюкеров, инженерных сооружений, вынуть 5 млн. кубометров скального грунта! Перепад отметок работы в горах составлял до 2.200 м - это почти 4 высоты нашей горы Ахун! Как трудно было затащить на такие горы тяжелую технику!

Раскопали основные улицы под городскую газовую разводку длиной 52,5 км, да еще в это же время вели тепловые трассы для отопления и горячей воды. Выйду на улицы - волосы дыбом: как с этим управиться? Вспоминаю Александра Сергеевича Губина, главного врача санатория «Южное взморье», отличного хозяйственника. Он спрашивает у меня: «Как пошел на такое дело, я с ног сбился - тянул отопление для двух домов, а тут город?»

Вытянули всем миром. В деле сплошной газификации сильно помог хорошо подготовленный коллектив участка горгаза (который мы реорганизовали в трест), работавший с жидким газом. Его управляющий Яков Абрамович Талалай, отличный организатор, заботливый хозяин, очень многого добился в этом деле.

Большому делу газификации города Сочи предшествовала огромная работа по комплексной программе городского теплоснабжения. С этой целью в 1964 году московский институт «Гипрокоммунэнерго» (директор т. Черников) составил Генеральную схему теплоснабжения г. Сочи. По этой закольцованной схеме построили огромные котельные, в том числе котельную № 14, и уличные теплосети, успешно действующие до сегодняшнего дня.

Как радостно было видеть, что гасли одна за одной топки в многочисленных крохотных котельных (их функционировало много сотен). Многочисленные трубы переставали дымить, очищался воздух, улучшалась городская экология. Реально улучшилась жизнь сочинцев, получивших газ на кухнях и тепло с горячей водой в сотнях тысяч квартир, становились привлекательнее условия для отдыхающих. Ушли в прошлое керосинки, дровяные колонки... Всем нам было приятно видеть отличные плоды созидательного труда!

В 1960-70-х годах мне довелось вести большие организационные работы по электрообеспечению и теплообеспечению города-курорта Сочи. Велись переговоры с Министерством энергетики и электрификации СССР Установились теплые, прямо сказать, дружеские отношения с его руководством. Министр П.С. Непорожний, всемирно известный энергетик, практик, теоретик, четверть века стоял во главе советской энергетики. Это через него лично, так сказать, страна намеревалась войти в коммунизм. Помните ленинский лозунг: «Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны»? Как практик Петр Степанович организовал участие многих ученых, больших специалистов в создании комплекса кольцевания всей колоссальной энергосистемы СССР (ЕЭС) со всеми гидростанциями и ТЭЦ. Мне довелось воочию познакомиться с этим техническим величием, когда в его кабинете я увидел табло-карту страны (одной шестой планеты Земля) с минутной информацией о миллиардах киловатт генерируемой электроэнергии.

Такую информацию выдавал специальный «инженерный» многоэтажный корпус, построенный рядом со зданием Министерства энергетики. (Кстати, отсюда в 1975 году я вынес свое предложение о создании АСУ города Сочи - автоматизированной системы управления городом.)

Мне очень хотелось создать в Сочи ТЭЦ, чтобы и горячая вода была, и своя электроэнергия. Тогда же провели монтажные работы по ЛЭП в сторону Кубани и в Грузию. Многое из наших энергетических задумок удалось, и во всем нас активно поддерживал министр.

Очень приятно, что начатое еще в 1970-е годы строительство ТЭЦ завершено в 2004 году.

Возвращаясь к роли П.С. Непорожнего в становлении российской энергетики, первоосновы всего развития огромной страны, мне хотелось бы поделиться своими воспоминаниями об этом человеке. Великий теоретик, философ, он неразрывно был связан с практикой, да еще в масштабах огромного государства. Он создавал теорию и делал практическое дело: единую энергосистему СССР (ЕЭС), успешно работающую десятки и десятки лет. Мир являлся свидетелем многократных, катастрофических выходов из строя меньших систем, таких, как нью-йоркская, а наша система охватывает множество электростанций, от малой торфяной - Каширской до сверхмощных гидро- и атомных станций.

Примечательно, что во время нью-йоркской энергоаварии Непорожний находился в США и встретился с президентом Никсоном. Его мнение о введении межсистемных связей было американцами учтено, и теперь основные районы Америки связаны ЛЭП напряжением 500 и 750 кВ.

Огромное министерство было не только энергетическим, его строительная составляющая тоже имела большие масштабы. Они сами построили Волжскую, Саяно-Шушенскую и другие грандиозные гидростанции; завод автомобилей и город Тольятти обязаны своим появлением этому министерству.

Каким простым, скромным был этот человек в жизни! Я приезжал к нему в гагринский санаторий «Энергетик», где он отдыхал в маленьком 2-комнатном номере, кормился вместе с коллегами по работе «из одного котелка».

Как-то мы вывезли его на природу - «на шашлыки» у речки: он повозился с нами на рубке дровишек, да вдруг отошел, сел на пенек, вытащил блокнотик и взялся за свои формулы... Поутихли мы, чтобы не нарушить это великое созидательное таинство. Так и запомнился мне он, сгорбившийся над бумагой, на фоне Кавказских гор.

Думается, надо вернуться к оценке этого человека в национальном масштабе. Наши энергетики, алюминщики и другие могут сегодня это сделать. Без прошлого нет будущего. А пока убедительно прошу установить доску о нем на Сочинской ТЭЦ. Петр Степанович стоял у истоков ее становления!

Большую работу в развитии городской энергетики проводил мой заместитель инженер-энергетик Борис Магомедович Баликоев, с которым, в частности, мы начинали строительство санатория «Энергетик» (напротив института курортологии) - в благодарность министерству. В 1950-70-х сложился очень квалифицированный коллектив «Сочиэнерго», которым долгие годы руководил талантливый специалист Н.Ф. Воронков.

Можно констатировать, что в 1960-70-х годах была создана основа энергообеспечения города-курорта Сочи по всем направлениям, были обеспечены также важнейшие условия для его широкомасштабного развития и по водообеспечению, и по канализационным мощностям!

Наше поколение создавало базу для такого развития города-курорта.

Хочу поделиться своими воспоминаниями об Арсении Ефстахиевиче Ткачуке, коренном сочинце, работавшем на самых «острых» должностях городского и коммунального хозяйства. Он возглавлял теплосети, инженерную службу Главного архитектора, коммунальное хозяйство. Честнейшая душа, он всего себя отдавал работе, беззаветно любил свой город.

Многие свои воспоминания он в разговоре со мной надиктовал к этой книге незадолго до своей смерти. Мы проводили его в последний путь, я сказал на его могиле: «Человек умирает дважды, физически - и второй раз, если его забудут живущие». Не предполагал тогда я, что это он напомнит живым голосом о себе «оттуда», когда со слезой слушал голос его воспоминаний с магнитофонной пленки, которую мы с ним записали до его болезни. Он и «оттуда» по-прежнему заботится о своем городе, в том числе и о его энергообеспечении, говорит о нас, живых...

Берегу я эту пленку, передам ее в городской архив.