Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:36
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Организация городского строительного производства (Часть 1)

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА (Часть 1)

К 1950-м годам строительное производство в городе Сочи состояло из многих небольших разрозненных строительных организаций. Эти малые строительные подразделения частенько возникали по мере необходимости: задумало министерство построить свой санаторий в Сочи - создает «с нуля» свой стройучасток или же поручает своей имеющейся ремонтной организации вести строительство довольно крупного объекта.

Так, в частности, возникло СУ треста № 124 Минтяжстроя, построившее санаторий «Металлург». Управлением руководил Владимир Леонтьевич Усенко. Это был, как говорят, строитель от бога. После окончания строительства санатория он руководил возведением советского павильона на международной выставке в Брюсселе.

Окончание строительства морского порта возглавил Г.Я. Пясецкий, большой организатор. Затем он руководил строительством советско-финского канала, стал заместителем министра морского флота. Вспоминаю жаркие «схватки» с ним, когда я как председатель государственной комиссии (молодой зам. председателя горисполкома) в 1955 году производил приемку морского вокзала, построенного по проекту академика архитектуры Алабяна. Г.Я. Пясецкий виртуозно отстаивал интересы ведомства, я, естественно, грудью стоял за интересы города.

Строительством военных санаториев руководил талантливый военный строитель полковник В.Ф. Дятковский, в строительстве железнодорожного вокзала проявил свои организаторские способности главный инженер А.Н. Чуркин. Его я рекомендовал на руководящие партийные городские должности, позднее он работал председателем Сочинского горисполкома и председателем Краснодарского крайисполкома.

Как видите, это неординарные строители, мне крепко повезло, что судьба свела меня с ними в начале моей строительной созидательной жизни, я перенял многое из их практического опыта. Мы, сочинцы, с благодарностью должны вспоминать их имена, их дела. Совсем не случайно их фамилии помещены в список патриотов Сочи, печатаемый в книге.

Так вот, мелкие, разрозненные строительные участки, почти полное отсутствие развитой базы стройиндустрии не позволяли говорить о крупномасштабной реконструкции города-курорта. Наиболее крупная организация - трест «Сочиспецстрой», созданный первоначально для производства берегоукрепительных и противооползневых работ, - не в состоянии была принять многочисленные заказы на подрядные общегражданские работы. Да и себестоимость строительных работ при отсутствии базы строительных материалов и большой доле ручного, примитивного труда становилась непомерно высокой.

Трест «Сочиспецстрой» был создан по постановлению правительств ва, подписанному И.В. Сталиным 23 февраля 1945 г., на базе военно- строительного отряда № 114, который в конце войны вел работы по сооружению железнодорожного моста через Керченский пролив. В апреле 1945 г. отряд передислоцировали в Сочи и разместили в старом здании санатория «Авангард».

Затем трест силами СМУ-1 (начальник С.И. Коротаев) вел противооползневые работы в первую очередь на участке от Бзугу до гостиницы «Приморская», некоторые общегражданские работы производило СМУ-2 (начальник Г.И. Живилов). Тресту была передана техника из саперных частей, такая, как экскаваторы, передвижные механические мастерские. Строителям передали также большую колонну автомобилей «Форд» и «Студебеккер», полученных от США по ленд-лизу. Вспоминаю, как долго служили эти машины, помогая преодолевать послевоенную разруху. Особенно отличились трехосные с лебедкой «Студебеккеры», преодолевавшие непроезжие, так называемые послевоенные «дороги», подвозя лес с лесосек и другие стройматериалы.

В 1946 году военное руководство треста по решению секретаря Краснодарского крайкома партии т. Селезнева заменили на гражданское, управляющим трестом назначили Андрея Васильевича Уркунова. Он и принимал меня на работу по направлению после окончания института в июле 1949 г. Я познакомился с большой группой руководителей стройорганизаций, нам предстояло организовать крупное сочинское строительное производство. Подчеркиваю - сочинское, ибо кроме значительно возрастающих объемов работ сразу ставилась задача делать все только высокого качества, соответствующее уровню передового социалистического курорта.

Создавалась СОЧИНСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА!

Вот с таких высоких начальных требований мы подошли к организации городского и курортного строительства в 1950-70-х годах. Люди моего поколения помнят, что наиболее востребованными и почитаемыми профессиями в Сочи того периода были две: строители и медики. Их прописывали в городе без ограничения, ставили на льготные очереди для получения жилья и предоставляли другие льготы.

Коллективы строительных организаций пополнялись в основном за счет так называемого оргнабора - необученных людей без профессии. Для них была организована большая учебная база по подготовке строительных кадров самого широкого спектра профессий, приглашались специалисты из других городов, им предоставляли квартиры.

Добились перевода подчиненности треста «Сочиспецстрой» из слабосильного республиканского Министерства гражданского строительства РСФСР в Министерство промышленного строительства СССР, реорганизовали трест в главное управление («Главсочиспецстрой»). Не только сменились названия, но и увеличились должностные оклады, соответственно улучшились условия для подбора кадров, возросли расходы на усиление собственной базы строительной индустрии.

Первым начальником «Главсочиспецстроя» стал Георгий Артемович Хитаров, хороший организатор производства. В составе главка организовали три треста, в том числе создали трест № 2 в г. Туапсе. Следует сказать, что сочинские строители и проектировщики оказывали кубанским строителям большую практическую помощь. Нами был построен пионерский лагерь «Орленок», спроектированы крупнейшие объекты Краснодара - здание крайкома партии, кинотеатр «Аврора» и другие, в порядке опыта передавались передовые строительные технологии.

Частенько сочинские отделочники работали в других городах края. Было много строительных организаций в Ставропольском крае, но его руководители с целью внедрения передового опыта организовали сочи-спецстроевскую мощную и передовую строительную организацию в Пятигорске. В дальнейшем новые методы строительных работ осваивались с учетом уже развивающейся электроники. Задуманная мною и частично осуществленная в 1970-х годах автоматизированная система управления городом (АСУ-СОЧИ) стала применяться в городском строительстве. В составе «Главсочиспецстроя» создали информационно-вычислительный центр, успешно внедрявший автоматизированные системы.

Сочинский уровень строительных работ получил широкое признание в стране, признание государства. Когда по указанию Н.С. Хрущева начинали строительство государственных дач на Пицунде, долго строительную организацию не выбирали: поручили это «Главсочиспецстрою», создали специальное СМУ-15 и целевой отдел треста «Сочиспецстрой» (A.M. Шейгам). Тогда для этих целей предлагались все лучшие строительные организации Грузии, на территории которой намечалась стройка, предлагались московские строители, но предпочтение отдали нам.

По ходу строительства на Пицунде туда частенько приезжали председатель Совнархоза Н.К. Байбаков, секретари крайкома Д.С. Полянский, Н.Г. Игнатов.

В то же время построили президентскую дачу-резиденцию «Бочаров ручей» в г. Сочи.

Очень большие работы велись по созданию городской строительной индустрии, заводов строительных материалов и изделий, в них я принимал активное личное участие. После окончания Московского инженерно-строительного института я в 1949 году был направлен на работу в «Сочиспецстрой» и назначен мастером бетонного завода. Через 5 месяцев меня выдвинули на работу директором Комбината производственных предприятий треста «Сочиспецстрой». Из мастеров в директора крупнейшего комбината - все завертелось в моей жизни...

В этом так называемом комбинате не было ни одного капитального здания производственного назначения: самые примитивные полигоны с выгрузкой бетона из бетономешалок на землю, а затем уже в опалубку, деревоотделочные станки установлены в бараках; разгрузка инертных материалов вручную с платформ вертушки прямо на перегоне Бзугу железной дороги Москва - Тбилиси!..

Работу по становлению базы сочинской строительной индустрии повели грамотно, составили генеральный план ее развития. Базу расположили вблизи от железнодорожных путей на единственно возможной городской территории, где сегодня расположены ЗЖБИ, ДОЗ, РМЦ. В последние годы раздаются голоса некоторых «архитекторов», критикующих такое территориальное размещение базы индустрии.

Следует иметь в виду, что тогда, 50 лет назад, это была территория, очень далеко расположенная от селитебных зон центра города. (Тогда даже пивзавод казался далекой окраиной.) Тем более этот участок города ограничен условиями водозаборной территории вверх по реке Сочинка и довольно развитой системой федеральной железной дороги.

Все же в то время рассматривался вопрос размещения базы в Адлере, но от этого твердо отказались, среди прочего и по транспортным мотивам. С помощью ЗЖБИ и других заводов предстояло решить задачу строительства более 2 (!) млн. кв. м жилой площади для очередников и сноса бараков, а также поставки деталей для строительства гостиниц, санаториев и других сооружений. Заводы работали круглосуточно, в 3 смены, частенько прихватывали и выходные!

Для сочинцев это были тяжелейшие задачи, но их требовалось неотложно решать (не на словах, а на деле) во благо подавляющей части населения, во имя престижа Сочи как международного курорта.

Для этих целей предстояло привезти очень многие сотни миллионов тонн инертных материалов, арматуры, леса и прочего, готовых изделий, которые доступно доставлялись по железной дороге. Вы представляете, что осталось бы от центра курорта, если бы эти горы грузов пришлось везти на автомобилях по сверхнапряженным улицам города? А тогда еще и трасса Агура - Адлер отсутствовала и надо было добираться на большегрузных трейлерах по узкой старой дороге со многими десятками поворотов, с «тещиным языком». Выполнить это не представлялось возможным.

По новейшим советским технологиям построили производственную базу, и в изобилии пошел сборный железобетон, готовые оконные, дверные блоки, сборные металлоконструкции; организовали трест «Железобетон».

В конце 1950-х гг. мне довелось на общественных началах возглавить городскую инициативную группу по домостроительному производству, предстояло внедрить в строительство серии 1-335, 1-467, готовые блок- комнаты. За творческое участие в разработке и внедрении серии 1-467 АС (мой раздел - технология изготовления) мне присуждена премия Совета министров СССР.

Наши предложения очень оперативно принимались И.В. Тереховым, тут же реализовывались в практические указания на еженедельных планерках по строительству домостроительного комбината. Неординарная личность, Иван Васильевич Терехов после окончания строительства санатория «Металлург», где он работал главным инженером, по моему предложению был назначен главным инженером треста «Сочиспецстрой», а затем стал его управляющим. Это был очень авторитетный, требовательный руководитель, его звали «Иван Грозный», но любили за деловитость, за преданность делу.

Вскоре в полном объеме заработало домостроительное производств во, жилищное строительство действительно удалось поставить на поток, 75-квартирный дом за 45 дней (!) сдавали «под ключ» с готового «нуля» (фундамента нулевого цикла).

Освоили изготовление готовых комнат, из них, в частности, построен высотный корпус «Ставрополье» на Мамайке, или, как его зовут, «пшеничный колос».

Мы внимательно следили за достижениями строительного производства в стране, перенимали все интересное, как говорится, на ходу. Сочинцы помнят, как строители пансионата «Актер» поднимали его 15 этажей за 15 дней (по этажу в день) методом непрерывного бетонирования в скользящей опалубке. Так же монолитно строились высотные жилые дома на Навагинской улице. Дело не только в том, чтобы поднять за день опалубку на один этаж, - следовало и отработать систему подачи бетона, сопутствующих элементов, хорошую диспетчеризацию всего процесса. Нашел свое применение метод переставной опалубки. Впервые новинки западной технологии принесли в Сочи югославские строители, многое мы переняли от строительства гостиничного комплекса в Дагомысе. Все новое, передовое мы тянули в город.

Нужны были материальные стимулы для развития строительства - я предложил строителям вариант предоставления им каждой четвертой квартиры, построенной сверх годового плана. Поддержали. Мы даже ввели в практику двойное планирование строительства жилья, расписывали годовые ассигнования на 8 месяцев. Я брал на себя ответственность за организацию дополнительного финансирования до конца года.

Таким образом годовой план жилищного строительства мы выполняли к 1 сентября, а затем получали дополнительные деньги за счет регионов, не справляющихся с планом.

Дело в том, что при получении контрольных чисел финансирования на планируемый год руководители городов и края старались получить побольше, но мало что делали, чтобы организовать соответствующее строительство. А за невыполнение плана партийные органы крепко наказывали в конце года. Подходит 4-й квартал, а у многих очень плохо с «освоением» средств. Что делать? Вот тут мы «по-братски» и предлагаем свою «помощь»: готовы взять деньжата, так как у нас большое перевыполнение.

Звонит, например, в октябре-ноябре председатель крайисполкома Г.П. Разумовский и в свойственной ему осторожной манере заводит разговор - а я уже знаю, что у них в крае опять нелады с «освоением» средств на жилищное строительство, и он сейчас предложит неосваиваемые краевые деньги. К концу года оставались деньги и в других регионах. Конечно, был риск, мы тратили средства, не имея их, но шли на это осознанно, заботясь о благополучии города. За непланируемое строительство шишек я получил достаточно.

Таким образом, наши сочинские строители наращивали свой коллектив за счет возведения дополнительного жилья, процесс организованного поточного домостроения совершенствовался. Вспоминаю, что мне было очень приятно побывать ночью на стройке на ул. Воровского, где шел трехсменный непрерывный монтаж домов, и незаметно услышать суровый разговор монтажников с шофером машины, по ошибке привезшего не те изделия.

Напомню, процесс сборки был отработан, шел «монтаж с колес», без промежуточной штабелировки стеновых панелей на землю, чтобы зря не тратить время. Так вот, монтажники по-«строительному» вразумляли водителя, обходясь без диспетчеров, какую перемычку следовало привезти, дабы не останавливать стройку. Дополнительные квартиры получали и строители, и шоферы, и заводчане - все, кто был задействован в строительном производстве. Мы всех заинтересовали лично. В настоящее время работать легче, всему эквивалент - деньги...

Строительство шло все возрастающими темпами, и соответственно земля уходила под жилые дома, гостиницы, санатории. Наша драгоценная земля субтропиков, которая могла бы быть использована под скверы, парки, сады... Со всей остротой обозначилась проблема по более полному, целесообразному ее использованию. Стало ясно: надо поднимать высотность строящихся объектов, чтобы на меньших площадях разместить как можно больше полезного, нужного городу- курорту.

В 1966 г. в Сочи из Ростова были приглашены специалисты Южстальконструкции, их работу возглавил энергичный профессионал, заслуженный строитель России В.В. Певзнер, который быстро сумел создать сочинскую группу строителей-высотников, способных обеспечить подрядные нужды.

Вот что пишет Виктор Владимирович:

Высотное строительство на Черноморском побережье мы начали с возведения 15-этажных корпусов на Пицунде, где мы построили известный пансионат. Сочинское руководство пригласило нас к строительству многоэтажных зданий в своем городе. Были сооружены первые высотные гостиницы «Камелия», «Жемчужина», «Светлана», которые возводились из экспериментальных конструкций, рассчитанных на 9-балльную сейсмичность. Такое сборное строительство в СССР осуществлялось почти впервые.

Успех дела во многом определился умелой работой председателя городской инициативной комиссии по домостроительному производству, директора ЗЖБИ В.А. Воронкова. Набор заводских железобетонных конструкций позволил широкомасштабно вести подобное строительство.

Башенные краны с высотой подъема более 100 м вписались в пейзаж города и в 1970-е годы стали его непременным атрибутом. Город строился в 3 смены, работы велись «на потоке». В Сочи тогда авторитет СТРОИТЕЛЯ как ведущей городской профессии был очень высок, для нашей жизни и работы создавались самые благоприятные условия.

И была отдача! Один за другим вводились в строй сложнейшие здания с большепролетными металлическими каркасами - санатории «Нева», «Русь», «Автомобилист», «Электроник», «Сочи», «Заполярье», «Приморье», «Россия» и многие другие. Был осуществлен монтаж купола цирка.

Вводились в строй уникальные по своим конструкциям объекты. Методом подвижки на концертном зале «Фестивальный» осуществили монтаж структурного покрытия пролетом 73,5 м из алюминиевых конструкций на высокопрочных болтах. На плавательном бассейне пансионата «Белые ночи» впервые были применены мембранные покрытия.

Передовая «сочинская строительная школа», о которой подробно рассказывается в книге В.А. Воронкова, дала свои плоды. Оглядываясь на 20 лет назад и сравнивая положение дел с сегодняшними днями моей работы, я вижу необходимость в городском масштабе взять многое из опыта прошлого. Сейчас имеются новые конструкции, новые технологии, но призыв автора книги использовать имевшиеся приемы строительно-организационной работы вполне обоснован.

Разве можно масштабно вести работы без Генерального плана и соответствующих планировок? Дело останавливается из-за отсутствия системы подготовки строительных кадров, специалистов своего дела. Не может появиться хороший высотник-монтажник, профессиональный сварщик без участия ветерана труда, бригадира наставника. Действительно, призыв В.А. Воронкова крепить связь поколений, их преемственность очень своевременен. Как много в этом плане упущено...

К сожалению, сегодня в городе отсутствует целостная программа развития строительного производства, видимо, решения о строительстве тех или иных объектов принимаются спонтанно, по мере наступления каких-то разовых условий для этого. В книге рассказывается об опыте комплексного строительства города. Так, жилищное строительство велось в масштабах крупных массивов районов Макаренко, Голубые Дали, Блиново на 19-23 тысячи квартир, что позволяло применять новейшую комплексную организацию работ по ПОРу (проекту организации работ). Это значительно сокращало сроки строительства, удешевляло его. К сожалению, автор книги В.А. Воронков не раскрыл полностью возможности этого метода, нужна современная разработка механизма организации таких работ. В частности, применение новейших компьютерных программ - путь к этому.

Меня также заинтересовала глава «Единое информационное пространство города Сочи»: какие перспективы раскрываются!.. Полагаю, что не со всеми техническими направлениями, о которых говорится в главе, можно согласиться, но думать и действовать в этом плане надо всем и незамедлительно.

Книга во многом зовет действовать!