Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Суббота, 10.12.2016, 00:13
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Спортивный Сочи

СПОРТИВНЫЙ СОЧИ

Какая спортивная база, какой спортивный потенциал имелся в курортном Сочи к 1960-м годам?

Небольшие спортивные площадки в санаториях, в том числе волейбольная, русские городки, какое-то место для утренней «оздоровительной» гимнастики (как правило, на пляже под баяниста).

А в самом городе - стадион (у Ривьерского моста, с укороченной нестандартной длиной поля), «дикие» травяные футбольные поля, волейбольные площадочки в районах города. Вот, пожалуй, и все.

Вместе с тем к Сочи уже в 1950-60-х годах проявляли интерес республиканские и даже союзные спортивные органы. Здесь проводились легкоатлетические соревнования на приз газеты «Правда», состязания по бегу имени братьев Знаменских. В 1967 г. проходила спартакиада Вооруженных сил Варшавского военного договора.

Очень большой интерес у горожан вызывали велосипедные гонки. Общение со спортивным руководством выявляло возможности развития городской спортивной базы за счет государственных и других фондов. Удалось использовать помещение бывшей дизельной электростанции на Кооперативной улице для сооружения плавательного бассейна, успешно действующего и сегодня. Строились бассейны с морской водой в санаториях «Металлург», «Сочи», при курортной поликлинике № 1 на берегу моря для оздоровительных целей, использовались они также для спортивных соревнований.

Кстати, бассейны с морской водой в санаториях и пансионатах создавались также с целью преодоления сезонности в работе здравниц, с намерением повысить привлекательность курорта в зимнее время.

Удалось организовать строительство Центрального стадиона на Бзугу (1967 г.). Создавался он во многом методом «народной стройки». Его первый директор т. Саркисов действовал очень энергично. Я помог ему построить гостиницу «Старт», что значительно усилило интерес республиканских спортивных чиновников к развитию спортивной базы в Сочи.

По приглашению горисполкома в Сочи приезжали известные зарубежные футбольные команды. Частенько бывал Николай Николаевич Озеров, известный спортивный комментатор, многолетний чемпион СССР по теннису - он проводил показательные игры на Ривьерских кортах.

Вот тогда и зародилась идея развития в Сочи большого тенниса, и его талантливый организатор Раиса Федоровна Селуянова начала работу в городе. С ее подачи мы построили первые теннисные корты на правом берегу реки Сочи, создавали детские теннисные школы, тогда готовилось восхождение к международным высотам в этом виде спорта. Совершенно закономерно, что именно сочинец Евгений Кафельников в последние годы показал мировой уровень теннисной игры.

А что за блестящий выход в чемпионы страны нашей Сочинской волейбольной городской команды «Динамо»!

Район Бзугу возле стадиона виделся мне тогда как большой спортивный городской центр. Мы закрепили для этих целей всю прилегающую территорию, включая приморскую часть. О строительстве яхт-клуба хочу рассказать поподробнее.

В 1970-х годах я побывал в городе-побратиме Сочи Ментоне, увидел средиземноморское побережье с яхт-клубами. Очень романтично выглядело разноцветье парусов на морской глади: и белые, и красные, и желтые... Так захотелось такое увидеть у себя, на своем море! Но ни в каких муниципальных российских направлениях финансирования и близко ничего не было. Попытки что-то построить на берегу моря у меня возникали и раньше: хотелось создать «убежища» для рыбацких лодок...

И вот случай представился. Я был близко знаком с руководством мэрии Москвы, руководителями Олимпийского комитета, который организовывал в столице Олимпиаду. Мне даже предложили стать 1-м заместителем председателя этого комитета, что соответствовало уровню министра СССР (по материальным благам). Но я отказался. Мне Сочи дороже любых постов. Этот комитет обладал огромными ресурсами и колоссальными возможностями. Вот эту информацию я, как говорится, «намотал на ус».

Вскоре руководители московского комитета приезжают в Сочи - договориться о подготовке участников Олимпиады на наших базах. Очередная встреча с ними должна была состояться в понедельник, и я пригласил их в воскресенье вместе порыбачить. Рыбалка шла неплохо, на борту оказалась пара хороших бутылок. Затеял разговор о строительстве в Сочи яхт-клуба как олимпийской базы. Подплыли к Бзугу, говорю, что это место уникальное, между санаторием ЦК КПСС «Фрунзе» и «Интуристом», у вас будет своя гостиница на берегу моря, причем рядом со стадионом и другой огромной спортивной базой (как мы намечали). В результате возникнет спортивный центр государственного масштаба. Отсюда нужно будет перенести хаотично разросшуюся стоянку частных рыбачьих лодок, сделав взамен капитальную, и снести времянки - жилье нескольких семей. Отвечают, что деньги и другие ресурсы имеются, но дело с отселением, с заказом проектной документации и другими функциями заказчика очень хлопотное, они ими перегружены. На что я им ответил, что все эти обязанности горисполком возьмет на себя. На том и порешили. А встретиться договорились в понедельник в 11 утра («куй железо, пока горячо»!).

Я сразу же позвонил домой председателю Горплана М.Е. Гиллеру и попросил его подготовить к встрече проект постановления Совета министров СССР. Утром он дает мне проект постановления за подписью А.Н. Косыгина, где все грамотно расписано. Хотя вижу по глазам: не очень-то он верит в успех нашего дела. Утром встречаемся, почти молча визируем проекты и переходим к другим делам. Но до этой встречи я не встречал в своей организаторской работе более простого и быстрого решения сложного вопроса. Буквально через несколько дней ко мне в кабинет раздается стук в дверь, входит офицер правительственной фельдсвязи с опечатанным пакетом, на котором надпись: «Вскрыть лично». Вскрываю - там наш проект постановления слово в слово, но только он озаглавлен уже как совместное «постановление Политбюро ЦК КПСС и СМ СССР» за подписью Л.И. Брежнева и А.Н. Косыгина о строительстве яхт-клуба в Сочи.

Сегодня это единственный в России центр парусного спорта.

По Генеральному плану предполагалось строительство в удобных местах на сочинском побережье еще 6 яхт-клубов или порт-убежищ (как их называли тогда). Кстати, это обстоятельство очень способствовало бы развитию местного, каботажного плавания, помогло бы разгрузке автотранспортного движения.

Сочинская велосипедная трасса
(велосипед как образ жизни)

Хотелось бы поделиться с читателями книги своими многолетними предложениями о развитии «велосипедной темы» в Сочи. Эта тема касается не только широкого развития этого транспорта в городе, но и создания российской национальной тренировочной базы в нашем городе. Организация постоянной велосипедной тренировочной базы смогла бы способствовать развитию этого вида спорта в Сочи. У велосипеда в условиях нашей живописной гористой местности большое будущее. Именно велосипед будет максимально приемлем как экологически чистый, «здоровый» вид транспорта, как средство для всестороннего физического развития человека.

Для этого надо много сделать в городском масштабе, начиная с детских спортивных школ, с организации велосипедных соревнований различного уровня и кончая особой программой создания условий для велосипедного транспорта на курорте. Здесь необходимо при составлении единой транспортной схемы города предусмотреть, так сказать, «превалирование прав велосипеда» в городе-курорте. Должен найти себя этот транспорт на действующих и проектируемых улицах, на экскурсионно-туристических маршрутах. Велосипедом обязательно воспользуются не только сочинцы, но и отдыхающие.

Необходимо позаботиться о велосипедах при проектировании домовых дворов и создать условия для их хранения.

В общем, сядем на велосипед! Сделаем это образом жизни, тогда не надо будет заботиться о своей фигуре, о чистоте воздуха, это снизит остроту транспортных пробок на курорте.

В Европе сеть велосипедных дорожек в последнее время очень широко развивается, особенно в предгорьях Альп, Пиренеев. Так, в гористой Баварии однодневный прокат велосипеда стоит 8 евро.

Велосипед становится фактором оздоровления нации.