Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Воскресенье, 11.12.2016, 14:49
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В.А. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Торговля в городе-курорте

ТОРГОВЛЯ В ГОРОДЕ-КУРОРТЕ

В моей памяти частенько всплывает Сочи конца шестидесятых - начала семидесятых годов. В эти годы авторитет курорта начал повышаться, люди потянулись сюда не малым ручейком, а огромным потоком, заполняя, так сказать, все «курортное жизненное пространство». Шумные толпы отдыхающих надо было накормить, напоить, обеспечить их нужными товарами. А как сделать это буквально в одночасье?

Да, действительно, «не красна изба углами, красна пирогами», предстояло принимать неординарные решения, выполнять эти решения «ударными методами». Время не ждало, люди часами стояли в очереди, занимая очередь в столовку с 6.30 утра, а лежак на пляже брали уже на рассвете в 6 часов...

С таким положением дел мириться мы не хотели - приняли срочные меры. После окончания Московского всемирного международного фестиваля молодежи в 1957 г. демонтировали 5 сборных столовых на 800 мест каждая, и в течение года их смонтировали в Сочи под названием «фестивальные» (некоторые из них, например, напротив гостиницы «Ленинград», действуют и сегодня). Так же быстро возвели 12 кафе, как их называли, «стекляшки». В этих учреждениях впервые в советские времена организовали общественное питание по принципу самообслуживания, «на потоке». То есть клиенты не ждали за столиком официантку, сами брали на поднос заранее заготовленные блюда и в конце линии рассчитывались с кассиром.

Вводились в эксплуатацию огромные, на тысячи мест, комплексы с ресторанами, барами, кафетериями, с мощными кухнями, заготовочными, холодильными складами. Только один такой комплекс гостиницы «Жемчужина» на то время в 2 раза превосходил число всех посадочных мест в г. Кисловодске.

Вторым после Москвы стал наш универсам самообслуживания «Светлана», площадью 1.200 кв. м. Там использовались новаторские методы организации торговли. Помню, А.Н. Косыгин и министр торговли СССР Павлов дали самую высокую оценку его работе.

Ускоренными темпами, обойдя на ту пору даже г. Ленинград, на курорте было установлено 600 автоматов по продаже газированной воды, соков, пива. Эту работу в «Автоматторге» организовал Евгений Иосифович Ляшенко. Он, возглавляя общественное питание Хостинского района, стал активным организатором первых в стране т.н. «экзотических» ресторанов (например, варьете «Лазурный»). Он взял эту идею из Эстонии.

Сюда пригласили цыганский ансамбль с мотивами искусства, далекого от требований секретаря ЦК КПСС, идеолога М.А. Суслова, что было весьма небезопасно в то время.

Весьма интересна история экзотического ресторана «Кавказский Аул» с саклями и кострищем. Идею создания такого ресторана подсказал космонавт А.А. Леонов. Он нарисовал практически проект ресторана под свежим впечатлением только что увиденного им в Болгарии; тогда его быстро построили, изыскали и средства на дорогу к нему с мостом через речушку. Далеко за пределами Сочи знали об «Ауле». Директор С. Гугошвили по моей просьбе даже организовал подъезд к нему на конном фаэтоне.

А вот, так сказать, честь идеи проекта ресторана «Кубанский хутор» принадлежит мне. Наши гости с Кубани настоятельно требовали сделать ресторан «кубанской архитектуры», а вот пояснить конкретно, в чем заключается специфика именно этой «архитектуры», никто не мог. Довелось мне в то время гостить у сочинского доктора Б.В. Мороза, и в гостиной у него увидел картину 1882 года под названием «Кубанский хутор» (подзабыл, к сожалению, фамилию автора), где были изображены хаты под камышовыми крышами, колодец с журавлем и прочее. Вот с этой картины мы и сделали проект. До сих пор этот ресторан с варениками и другими яствами нравится многим, его с удовольствием посещают наши «звезды» Алла Пугачева, Филипп Киркоров...

Были мы как-то с И. К. Потаповым, первым секретарем ГК партии, в Москве. Уговорил его пойти на торговую выставку. Там наше внимание привлекли экзотические сборные рестораны оригинальной архитектуры. Договорились, приобрели, и у нас появились «Олеся» (перед въездом в Адлер) и кафе «Мамедова щель», до сих пор успешно работающие.

На горе Благодать возник ресторан «Старая мельница» с романтичным мельником, мельничихой, официантками - дочками мельника. А как зазывно тогда звучали наименования блюд: закуска мельника, медовуха, соленые огурцы с медом. Большой энтузиаст этого ресторана В.А. Крячко как-то пожаловался, что нет ветра и крылья мельницы не работают. Посоветовал ему поставить электромоторчик и привести крылья в движение. Но это к слову.

Интерес к таким экзотическим ресторанам был в то время чрезвычайно велик, сочинцы гордились ими, а об отдыхающих и говорить не приходится. Все это в целом повышало интерес к городу-курорту Сочи.

В организации работы бара «Золотой петушок - нефильтрованное пиво» я принимал непосредственное участие. Как-то в 1970-е годы после рыбалки жарким летом мы встретились с главным инженером пивзавода. Он пригласил выпить холодного пивка и принес ведро, наполненное, как он сказал, нефильтрованным пивом. Я такого ранее никогда не пробовал. Оказалось - великолепный ядреный вкус. «Так почему же вы его не продаете?» - спрашиваю. Отвечает: «Нельзя, последняя операция фильтрования от солода не выполнена, пить его можно только при температуре технологии изготовления, а при комнатной температуре оно быстро, через несколько часов, закисает». «Так его надо здесь, на заводе пить...» В здании завода, в цоколе, находился маленький промтоварный магазинчик, я тут же подошел к продавщице, поинтересовался товарооборотом - мизерный...

В общем, сделали из магазинчика бар: пиво прямо из чана (танка) - в пивную кружку... Лихо, но тут для меня начались неприятности. Первой подошла О. А. Мищенко, начальник СЭС: продавать нельзя - на это пиво нет ГОСТа.

У меня был знакомый - заместитель министра Бургасов, главный санитарный врач страны. Позвонил ему. Объяснил ситуацию. Пришла телеграмма: разрешаю в качестве эксперимента. Вторым появился Я.С. Бойко, зав ГОРФО. Претензии похожие: продавать нельзя - нет цены в прейскуранте. Звоню в Москву председателю Госцен РСФСР. Опять разъясняю ситуацию. От него приходит телеграмма: разрешаю по цене «Жигулевского». Третьим появляется начальник милиции: нельзя разрешать выпускать нефильтрованное пиво - прямая связь производства с реализацией, начнутся хищения. Говорю: «Поставьте счетчик». Смеется. Ну, с милицией договорились...

Пиво это пользовалось очень большим спросом, за ним стояли огромные очереди, приходили семьями, с тараночкой - праздник души и тела... Открывался бар в 10 утра, затем в 9, потом просят: разрешите с 7? Начали расширять помещения пивной, возникло предложение сделать пивопровод под улицей Красноармейской, а в лощине построить дополнительный бар.

Одновременно я вел переговоры с чешскими пивниками: тогда «Старопрамен», «Будвар» и другие марки очень славились у нас. Говорили о том, чтобы 5 подвалов под домами оборудовать под пивбары, но дело до конца не довели. Зато открыли на улице Горького магазин «Яна» по продаже чешской бижутерии. Я удивлялся огромным очередям в аналогичный магазин в Москве, и, естественно, захотелось сделать такой же в Сочи. Товар недорогой, но уж очень привлекательный для нашей милой женской половины. Спрос на эти изделия был огромный, можно сказать, что определенная часть гостей Сочи ехала к нам не только за морем и солнцем, но и к «Яне» - появилась новая грань привлекательности курорта.

Останавливаюсь на таких обстоятельствах специально. Кто-то скажет: мол, какая разница, за каким столом съесть шашлык... Ан нет, очень большое значение тогда имело наше увлечение экзотикой в разных проявлениях. «Железный занавес» открывался, мы находились в авангарде многих новых для советских людей дел. Имидж дается трудно, а растерять его легко. Привлекательность города-курорта увеличивалась, работа у населения была круглый год.

Но построить помещения для торговли, должным образом обеспечить установку технологического оборудования, мебели - это, так сказать, только половина дела. А другая половина, если не большая, заключается в том, как все производство обеспечить высококвалифицированными кадрами. Чтобы эти люди были способны соответствовать уровню требований международного класса, ибо Сочи уже вышел на такой уровень. Причем все эти кадровые свершения предстояло произвести в самые кратчайшие сроки.

Удалось договориться со многими торговыми, пищевыми и другими профильными учебными заведениями о направлении более 2.000 студентов и учащихся на летний «пиковый» период для зачетной практики на рабочие места нашей торговой сети. Приезжали их преподаватели, другие специалисты по договорам. В городе была развернута сеть различных курсов, училищ по подготовке кадров и повышению их квалификации. При ресторане «Приморский» организовали высшие кулинарные курсы.

Большую роль в деле самого широкого движения «за высокую культуру обслуживания» сыграло то обстоятельство, что в городе уже находилось много объектов «Интуриста», по государственному плану ориентированных на обслуживание «западных валютных» туристов. Коллективы «Камелии», «Магнолии», «Жемчужины», затем «Дагомыса» сыграли благотворную роль в создании, так сказать, соответствующей «ауры» городского масштаба качества обслуживания. В процентном соотношении численность этих коллективов к общему населению города была самой высокой в стране, и это благотворно сказалось на значительном повышении культуры обслуживания на курорте в целом.

Огромная работа по организации торговли на курорте потребовала создания структуры управления. Удалось создать специальное управление торгами и трестами г. Сочи - Главкурорторг, который возглавлял продолжительное время Виктор Алексеевич Крячко, очень грамотный специалист. Вместе с моим замом Е.И. Ляшенко, они привнесли много полезного в дело совершенствования курортной торговли. Создали свою автобазу, ремстройупраление, проектную организацию, свиноферму с использованием пищевых отходов от населения и санаториев.

Для обеспечения курорта свежими овощами сформировали трест из 8 совхозов, в том числе из Белореченского, Горячеключевского. Парное молоко от них в специальных цистернах цеплялось к скорому поезду с тем, чтобы утром подать его к столу отдыхающего! Мясомолочный адлерский совхоз «Россия» со своим стадом «чернопестрых» голландских коров славился своими удоями на всю огромную страну. В системе торговли Сочи работало более 20.000 человек.

Создали огромную базу холодильников на 80.000 тонн. В этих холодильниках мог храниться, к примеру, годовой запас мяса для всех санаториев и населения. Вот где база для регулирования цен в сторону снижения в сегодняшних экономических условиях!

К сожалению, проведенная их приватизация в пользу отдельных лиц не дает возможности сделать поправку быстро. Многие базы являются прирельсовыми в Адлере, на ул. Донской. В свое время это позволяло уйти, в частности, от изнурительных осенних кампаний по заготовке на зиму картофеля и других овощей. Тогда для Сочи централизованно выделялось более 20.000 тонн картофеля из Владимирской, Белгородской областей и других районов, но это были только фонды. Области не справлялись с этими заданиями. Приходилось направлять туда свои автоколонны в составе 700 автомобилей с двумя шоферами, да и еще подсобных рабочих, всего до 3.000 командировочных для вывоза картофеля к железнодорожным станциям. Мне многократно приходилось участвовать в этих «заготовительных» операциях. Советская система в этом деле сильно буксовала.

Активно развивалась местная пищевая промышленность, были построены молочный завод в Адлере, огромный цех мороженого (в том числе и фруктового), завод рыбной продукции в Адлере (директор Р. А. Ванштейн). Славилась наша молочная продукция в ассортименте более 100 видов, в сочинской сметане «ложка стояла», ее можно было резать ножом.

Вкуснейшие колбасные изделия обеспечивал мясокомбинат (директор А.Н. Анясов), самый крупный на юге страны. Здесь в сутки забивали более 500 голов скота, чтобы обеспечить курорт «парным» мясом.

Особое внимание хочется уделить нашей торговой галерее на Навагинской улице. В начале 1970-х годов началась комплексная застройка центра Сочи. Проект детальной планировки, выполненный в строгом соответствии с Генеральным планом развития курорта, формировал общий ансамбль центральной части города с его главной улицей - Навагинской и торговой галереей. Мне доставляет удовлетворение тот факт, что идея строительства галереи, возникшая более 30 лет назад, подтверждена сегодняшней жизнью, когда многие тысячи сочинцев нашли работу, так или иначе связанную с галереей.

Не буду скрывать, что нам в то время понравился архитектурный подход к реконструкции Калининского проспекта в Москве, где нашли удачное соотношение жилых (высоких) и общественно-торговых (низких) сооружений. В идею застройки Навагинской улицы и был положен этот принцип сочетания высоких домов по улице Островского с низкой 2 - 3-этажной торговой галереей. Связь шпиля морского вокзала и башни железнодорожного вокзала, как бы завершающих главную улицу, позволила удачно использовать ландшафт.

Свободная, я бы сказал, курортная павильонная застройка жилыми домами всей территории между рекой Сочи и улицей Горького торжественно подчеркивалась главной улицей с ее фонтанами, роскошной субтропической зеленью, уникальными малыми архитектурными формами... На водной глади нам даже виделись здесь черные лебеди.

Хотелось бы детальней рассказать о планах использования торговой галереи. Она проектировалась архитекторами Е. Анцута, В. Кузнецовым из 6 блоков общей длиной 940 м. В начале она строилась как 2- этажная (это видно по 1-му блоку, выходящему на Платановую аллею), затем, по моему предложению, остальные блоки строились высотой в 3 этажа. В перспективе на галерее предполагалось установить лифты и эскалаторы (непрерывно движущиеся подъемники). Кстати, это и сегодня может быть предложено инвесторам, претендующим на масштабное использование всей галереи 3-го этажа.

Галерея включала в себя элементы зеленых двориков с фонтанами и бассейнами, вертикальным озеленением, со многими декоративно-художественными элементами. Был составлен проект феерической ночной подсветки галереи и всей улицы.

Имелось в виду, что сочинец или отдыхающий на этой галерее найдет из товаров или бытовых услуг все, что ему нужно. Например, в блоке с аптекой (этот блок назвали блоком «здоровья») располагался большой павильон с минеральными лечебными водами из всех районов СССР. Этим подчеркивалось, что Сочи - город здоровья.

Помню, с какой любовью наш главный городской аптекарь В. А. Глащенко отделывал аптеку мрамором. Но помню также, как недавно варварски рубился этот мрамор в период хищной дележки собственности... Вспоминать об этом очень горько.

Навагинская должна была быть прогулочной улицей, куда запрещен въезд автомобилей в дневное время. Товары и другие грузы предполагалось завозить ночью и ранним утром (до 8.00) - этого требовал строгий курортный режим.

Строительство Навагинской улицы и галереи объявили общегородской стройкой. Горисполком мобилизовал для этих целей все ресурсы, создали штаб строительства во главе с секретарем райкома М.А. Инкиным и главным инженером штаба М.Я. Новаковским (начальник ОКСа горисполкома), активно помогал А.С. Силенко, 1-й секретарь райкома. Получилось. Но мы и в тяжелом сне не могли предвидеть то, что станет с нашей мечтой о торговой галерее сегодня... На этом фоне светлым пятном выглядит работа директора О.И. Марковской, которая в своем магазине «Зенит» восстанавливает облик итальянского дворика, с привлечением средств, применявшихся художником-озеленителем С.И. Венчаговым в декоративно-художественном оформлении города.

Управление торговли строго следило за тем, чтобы дислокация торговых точек и ассортимент продаваемого товара полностью обеспечивали запросы покупателей. Все население окраин города не испытывало никакого недостатка в товарах повседневного спроса: хлеба, молока, колбасных изделий - не допускалось, чтобы где-то было пусто, где-то густо. Большие неприятности ждали директора магазина, допустившего значительные отступления от утвержденных ассортиментов.