Фотографии Сочи. Фильмы о Сочи. Авторский блог
Понедельник, 05.12.2016, 17:35
RSS
Меню сайта
Поиск
Теги
Сочи (101)
Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

 В. Воронков - "Сочи и сочинцы" - Встречи с председателем Совета министров РСФСР М. Соломенцевым

ВСТРЕЧИ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР М.С. СОЛОМЕНЦЕВЫМ И ЕГО КОЛЛЕГАМИ

Конечно, посещение членом Политбюро, председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным горисполкома курортного города Сочи имело свой резонанс среди советских и хозяйственных организаций республики.

По имеющейся практике члены Политбюро не навещали советские органы на местах, при необходимости они посещали партийные органы. Это же посещение и постановление союзного правительства не осталось незамеченным, оно положительно влияло на авторитет Сочи, повышало его значение как всесоюзной здравницы.

Нельзя сказать, что Сочи был в те годы обойден вниманием правительства РСФСР и его министерств. Другие российские курорты - Кисловодск, Пятигорск, да и украинская Ялта - развивались значительно медленнее, чем наш город.

Город Сочи соревновался с Кисловодском и Ялтой, и мне довелось выступать в этих городах на различных активах. Наши коллеги завистливо слушали о масштабах нашего строительства, они поражались нашим текущим делам. Участники этих собраний буквально засыпали меня вопросами. Ну чего хотя бы стоила для них тогда информация, что в ресторанах, барах, кафе и прочих учреждениях только в одной строящейся гостинице «Жемчужина» больше посадочных мест, чем во всей городской системе общественного питания Кисловодска!

Председатель Совета министров РСФСР М.С. Соломенцев бывал в Сочи, интересовался положением дел на курорте. Находясь на отдыхе, он также захотел побывать в горисполкоме, где я подробно доложил положение дел, в частности, с конкретными числами этой самой «диспропорции в развитии города-курорта». Он дал соответствующие поручения некоторым руководителям республиканских учреждений прямо из моего кабинета, связавшись с ними по телефону «ВЧ».

В частности, поделился я с Михаилом Сергеевичем затруднениями при жилищной застройке города, вызванной нехваткой лифтов для многоэтажных домов. Лифты для всей России делал только один Карачаровский завод под Москвой, и я с ног сбился, помогая доставать эти дефицитные подъемники.

Дело в том, что по действующим нормативам дома высотой выше 5 этажей без лифтов строить нельзя, а при острой нехватке земельных площадей и дороговизне коммуникаций вести строительство пятиэтажных домов нецелесообразно, просто очень невыгодно. Да и должного архитектурного облика жилых районов не получится. Показываю премьеру излагаемое на чертежах, вижу, что не все ясно. Тогда попросил его при прогулке по морю вызвать меня.

Так и получилось. Я с моря сделал предварительные панорамные съемки жилого района на Бытхе, сплошь монотонно застроенного пятиэтажными домами, и на этом фото от руки сделали вставки из 9-12-15 этажных домов. Когда с гостем поехали на катере, то с моря очень наглядно было видно, как нелепа такая застройка в натуре. Тогда на борту катера я показал панорамную съемку и наши проектные предложения. После поездки премьер стал нашим активным поборником в продвижении высотного строительства в Сочи. Кстати, приняли меры и к увеличению выпуска лифтов.

Глава правительства России не чурался и простых дел. Услышал от меня случайно в разговоре не к нему адресованную просьбу о поставке кресел в зал «Фестивальный», строительство которого мы тогда вели. Он сам попросил показать эту стройку и оказал большую помощь в установке мебели, да и шефствовал над стройкой вплоть до ввода в эксплуатацию. Трудности заключались в том, что отечественные мебельщики не могли дать нужные по качеству изделия, и премьер лично занялся организацией такого мебельного производства. (Кстати, это было очень полезно и для всей страны.)

При М.С. Соломенцеве приняли несколько постановлений правительства по различным специальным сочинским вопросам и комплексное постановление «О мерах по дальнейшему развитию города-курорта Сочи» на 5 лет.

Нашла свое разрешение большая программа развития сельскохозяйственного производства с тем, чтобы полностью обеспечить город-курорт важнейшими видами свежей, «с огорода», сельхозпродукции. Трест «Овощепром», созданный из 8 сочинских совхозов, осуществлял поставку 24.000 тонн овощей в год; свои мясомолочные совхозы «Россия» в Адлере и в Вардане давали продукцию такого качества, что в сметане «ложка стояла», а масло пахло деревней; мощно работала огромная адлерская птицефабрика; на весь Союз славился наш сочинский «краснодарский» чай с расфасовкой на Дагомысской и Адлерской фабриках.

Очень много внимания уделяли правильному сезонному ценообразованию на всю эту продукцию, чтобы поддержать хороший потребительский тонус отдыхающего на нашем курорте и не допустить необоснованного повышения цен.

В условиях огромного дефицита на строительные материалы значительным толчком к усилению темпов городского развития явилось создание в Сочи управления Главснабсбыта РСФСР, была построена его солидная прирельсовая база. С его первым руководителем - Борисом Александровичем Ватолиным - в 1960-е годы мы вместе в центре Сочи подыскивали участок под базу с наличием железнодорожных путей. Управление было крупнейшее на Кавказе, и его работа, позднее с директором В.А. Хачмамуком и его сыном Русланом, талантливым организатором, принесла много практической пользы нашему городу.

Хочется рассказать о развитии в Сочи сувенирного производства, этой важнейшей области сегодняшнего курортно-туристического бизнеса. В то время сувениры как товар не воспринимали должным образом, в советских магазинах «Березка» предлагались только матрешки, самовары плюс что-либо по мелочам. Нам захотелось наладить масштабное производство сувениров из местных материалов (самшит, камень, морское сырье, фотографии в подарочном варианте), но руководство не воспринимало эти наши инициативы и не выделяло соответствующие средства на базу.

Процесс рассмотрения планов будущего строительства на следующий год проходил в Совете министров РСФСР следующим образом: первый заместитель премьера Александр Михайлович Школьников строчку за строчкой прочитывал заявку с моим докладом и принимал решение. При необходимости тут же давались дополнительные разъяснения работникам аппарата. Так вот, дважды бумага о строительстве сувенирного завода заворачивалась с репликой: «Придумали какие-то сувениры...»

В начале 1970-х годов мне довелось побывать на Аляске, где я увидел в продаже пакетики с блестящими серыми шариками. Спрашиваю: «Что это?» - «А это сувениры, помет северного оленя в лаке». Стоит несколько центов, не дешево по моим валютным деньгам (а на 2-недельную командировку давали 15 долларов наличными, остальное - за счет принимающей стороны).

Купил 2 пакетика и при очередном заходе по сувенирному производству выложил на стол с репликой: «Американцы из г... деньги делают, а мы...» Смотрю, Алексей Михайлович сбросил пакетики в ящик стола: «Получите ответ завтра». Назавтра была положительная резолюция, видимо, советовались, возможно, и на Старой площади, а в Сочи на Северной улице возник крупный производственный сувенирный комплекс.

Вот что пишет о своей работе Валентина Ивановна Свечинская, ведущий специалист Горплана, этого «штаба» горисполкома тех времен. Ныне Валентина Ивановна также занимает ответственный пост начальника расчетно-кассового центра Центрального банка России, она уважаемый в городе человек.

Прочитала рукопись книги В.А. Воронкова на одном дыхании, в один присест. Читала как очень интересный роман. Но роман не о ком-то и о чем-то, а об очень значимом для меня отрезке собственной жизни. Все так, все до боли знакомое и родное. Разделяешь многие переживания, тревоги автора книги о родном детище - нашем городе Сочи. Это были волнения всего дружного коллектива горисполкома, да практически всего населения города.

Вспоминаешь из прошлого факты, цифры, но книга дает все это в стройной концепции проводимой последовательной работы по становлению международного авторитета города-курорта. Мы, аппаратчики, делали каждый свое дело, многого недопонимали, не ощущали, а наш корабль шел хорошим выверенным курсом по этому пути. Без метаний по мелочам, без второстепенных отклонений, не помогающих или вредящих общему делу развития города.

Председатель Горплана Михаил Евсеевич Гиллер, сам творческий человек, прекрасный экономист-организатор, получая задания, с воодушевлением подвигал нас на подготовку очень важных, основополагающих документов. Мы все строили город-сад, город-сказку, и эта «романтика созидания» увлекала нас, глядя на бумагу, мы видели город будущего воочию. Работали вечерами, даже по выходным - цели захватывали.

Нас влекла «романтика созидания», о которой столь часто говорил автор книги в те годы. Вот уж действительно, работали «не за страх, а за совесть» и видели в награду родной город, который хорошел год от года. Мы делали доброе дело для себя и своих детей, внуков...

У горисполкома, Горплана был высокий деловой авторитет в городе, к нам шли руководители организаций всех уровней, здесь они находили не только толковый совет, но и большую поддержку. Вспоминаю подготовку проекта постановлений СМ СССР и СМ РСФСР о развитии Сочи, о чем В.А. Воронков пишет в книге. Перед нами тогда встали задачи определения перспектив развития основных предприятий, причем на срок 5 лет и больше. Не каждый директор видел эти перспективы, которые должны были быть увязаны с общим масштабным развитием города-курорта. Мы вместе это определяли, учились, но хотели выжать максимум из возможного, да иногда и из невозможного. Частенько связывались с министерствами, главками и другими ведомствами, добивались желаемого, подталкивали их помогать своему сочинскому предприятию. Устанавливались новые контакты с людьми из руководящих московских организаций, росло число сторонников воронковских идей созидания города-сказки...

В книге рассказывается о «едином заказчике» как системе, организующей сбор средств от различных заказчиков для комплексного жилищного и другого строительства. Мне, работнику Горплана, представляется, что эта тема недостаточно раскрыта, она весьма актуальна в настоящее время. Конечно, различные формы собственности подразумевают большой разброс интересов собственников. Но ведь общая цель остается одной - целостное строительство города-курорта. Продуманная координация этих материализованных интересов - это важнейшая функция управленческих органов. Считаю необходимой практическую разработку механизмов этой координации. Незамедлительно нужно внедрять их в жизнь. Выгода весьма очевидна.

Также нуждается в разработке и применении система использования средств «долевого» участия всех застройщиков в общем деле комплексного строительства города, выработки прозрачной привлекательной инвестиционной системы - «таблицы долей». Это позволит наиболее целесообразно использовать имеющиеся и привлекаемые финансово-материальные ресурсы.

В целом книга нужна практическим работникам многих профессий в управлении регионами. Она может стать настольной книгой не только для градоправителей всех рангов и не только для сочинцев.